Обзор изменений законодательства                                                          

Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области
русский / english
Мнения
Главная
О СПП МО
Деятельность СПП МО
Структура Союза
Социальное партнерство
Пресс-центр
Важная информация
Налоговая конференция
Фотогалерея
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
Контакты


    Вступить в Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области

 

Выставочный Центр Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области



Погода в Мурманске

 

 

Пресс-центр / Мнения

«Актуальные вопросы налогового законодательства и налогового администрирования»

30 ноября 2017 года состоялась очередная восьмая Мурманская областная налоговая конференция. Предлагаем вашему вниманию текст выступления

заместителя руководителя УФНС России по Мурманской области, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Русановой Татьяны Павловны

В последние несколько лет Федеральная налоговая служба сделала качественный рывок в развитии собственной технологической инфраструктуры. Это обеспечило рост налоговых поступлений, оптимизированы бизнес-процессы и снижено административное давление на предпринимателей.

Так, за 9 месяцев 2017 года в консолидированный бюджет РФ от налогоплательщиков Мурманской области поступило более 55 млрд. рублей. Сумма налоговых поступлений в местные бюджеты региона увеличилась почти на 6% и составила 9,4 млрд. рублей.

Большая часть собранных налогов - почти 78% осталась на территории Мурманской области, в федеральный бюджет перечислено 22%.

При этом наибольший удельный вес платежей обеспечен налогом на доходы физических лиц - 20,3 млрд. руб. (37%), налогом на прибыль организаций - 19,2 млрд. руб. (35%), НДС - 6,7 млрд. руб. (12)%, имущественными налогами -4 млрд. руб. (7%).

С начала 2017 года ФНС России приступила к администрированию страховых взносов и уже сейчас можно говорить о результатах. За 9 месяцев 2017 года поступило страховых взносов на обязательное социальное страхование около 28 млрд. руб., что на 2,8% выше поступлений соответствующего периода 2016 года.

В результате принимаемых налоговыми органами Мурманской области мер принудительного взыскания, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), за 9 месяцев 2017 года сумма погашенной задолженности составила почти 4 млрд. рублей.

Управление большими данными - новая реальность налогового администрирования. Имеющиеся в распоряжении программное обеспечение и мощные информационные ресурсы, сосредоточенные в Центрах обработки данных, в сочетании с риск-ориентированным подходом позволяют вести персональную налоговую историю каждого налогоплательщика в едином «облаке», в разы снижать количество налоговых проверок без потери их качества.

Так, за 9 месяцев текущего года налоговыми органами области проведено выездных налоговых проверок на 38% меньше, чем за аналогичный периодом прошлого года, а уровень взыскания доначисленных сумм возрос на 17,6%.

Применение технологии Больших данных концептуально изменило подход к проведению контрольных проверок, сведя к минимуму влияние человеческого фактора.

Так, система АСК НДС-2 осуществляет контрольные функции, основываясь на риск-ориентированном подходе, не мешая работе добросовестных налогоплательщиков.

Возможности АСК НДС позволили полностью изменить процедуру налогового контроля деклараций НДС и автоматизировать процесс сопоставления операций и выявления расхождений в операциях с контрагентами. Данная система позволяет выстраивать цепочки формирования добавленной стоимости и автоматически пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога.

За период действия системы АСК НДС-2 количество фиктивных компаний в целом по России сократилось более, чем в 2 раза. Что напрямую влияет на улучшение бизнес-среды для добросовестных налогоплательщиков.

Одним из инструментов оценки благонадежности контрагентов является Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Реестр).

Основная цель Службы достоверность Реестра - создание здоровой конкуренции и противодействие фиктивным компаниям, создающимся для уклонения от уплаты налогов. Добросовестные компании только выигрывают от повышения качества информации, вносимой в реестр - ведь именно здесь они могут получить актуальную и достоверную информацию о своих контрагентах.

Налоговыми органами области проводится работа по чистоте бизнес-пространства. За 9 месяцев 2017 года инициирована ликвидация 56 юридических лиц в связи с отсутствием по адресу, исключено из реестра 903 недействующих юридических лица, внесено более 1 000 записей о недостоверности сведений и 75 записей о дисквалификации должностных лиц организаций.

Еще один действенный инструмент современного налогового администрирования - это новая технология применения контрольно-кассовой техники, позволяющая контролировать один из наиболее трудно администрируемых секторов экономики - розницу.

Для удобства предпринимателей Налоговой службой был создан сервис электронной регистрации ККТ. Компании и индивидуальные предприниматели могут подать заявление о регистрации (перерегистрации) и о снятии с регистрационного учета ККТ через свои личные кабинеты на сайте ФНС России.

Онлайн кассы нового поколения автоматически передают информацию о продажах, что позволяет налоговым органам дистанционно контролировать бизнес и сокращать количество выездных проверок до минимума. В результате, снижается административное давление на предпринимателей, улучшается бизнес-среда.

Кроме того, система предусматривает обратную связь с потребителями, обеспечивая защиту их прав. Эти цели взаимосвязаны, так как защита интересов государства на самом деле есть защита законных интересов бизнеса и граждан.

По состоянию на текущую дату на территории Мурманской области  зарегистрировано 7 972 единицы ККТ по новому порядку.

Сейчас планируется второй этап перехода на новые кассы для предпринимателей сферы услуг, плательщиков ЕНВД и патента.

В настоящее время приняты законопроекты, предусматривающие возможность уменьшения налогов для индивидуальных предпринимателей, использующих ККТ нового образца и перенос срока применения ККТ нового порядка для отдельных категорий предпринимателей.

Так, Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ часть вторая НК РФ дополнена положениями, предусматривающими основания и условия уменьшения суммы налога, исчисленной при применении ЕНВД, ПСН, на сумму расходов по приобретению ККТ с функцией онлайн передачи данных в налоговый орган в размере не более 18000 рублей на каждую ККТ.

Одним из условий применения налогового вычета является регистрация ККТ в налоговом органе в период с 1 февраля 2017 года по 1 июля 2019 года (для ИП, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли и общественного питания, и имеющих наемных работников, - с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года).

Согласно закону налогоплательщики, применяющие ПСН, будут обязаны уведомить налоговый орган о применении налогового вычета. До утверждения формы такого уведомления сообщить о применении налогового вычета можно будет в произвольной форме с указанием сведений по установленному перечню.

Федеральным законом от 27.11.2017 № 337-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми, ряд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получили право работать без касс до 1 июля 2019 года.

Такое право предоставлено:

- некоторым категориям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД;

- ряду индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН.

Указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу).

В настоящее время Российская налоговая система в целом сформирована. Сегодня проводится точечная настройка, устраняющая неопределенность или избыточность требований законодательства.

При этом очень важно чтобы была сформирована такая налоговая среда, в которой все налогоплательщики имели справедливые и равные условия для ведения бизнеса и не использовали неуплату налогов как конкурентное преимущество. На это направлены уже принятые поправки в законодательство и нормативные документы.

С января 2017 года Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ и от 30.11.2016 № 401-ФЗ внесены следующие изменения в часть вторую НК РФ:

1) Плательщики УСН утрачивают право применять этот спецрежим, если по итогам отчетного или налогового периода их доходы оказались больше предельной величины. С 2017 года она увеличена до 150 млн. рублей.

2) Вступила в силу норма, которая позволяет перейти на УСН большему числу компаний. С 2017 года установлено: организация вправе перейти на УСН, если ее доходы за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на спецрежим, не превышают 112,5 млн. рублей.

С июля 2017 года ФНС России изменила правила камеральной проверки декларации с заявленной к возмещению суммой НДС, определив критерии, при выполнении которых проверка длится не три месяца, а два (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Ускоренные камеральные проверки проводятся в отношении организаций, которые уплатили в бюджет последние три года больше налогов, чем заявленное возмещение, и итогам проверки не выявлено нарушений.

Новый порядок действует в отношении деклараций по НДС, представленных после 1 июля 2017 года за налоговые периоды с 2015 года.

С 19 августа 2017 года Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ вступили в силу изменения в НК РФ, которые направлены на предотвращение уклонений налогоплательщиками от уплаты налогов.

Новой статьей Налогового кодекса 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»:

  • предусмотрен отказ в налоговых преференциях в случае создания налоговых схем, направленных на неуплату налогов,
  • закреплены критерии тех сделок и операций, которые будут считаться обоснованными в целях налогообложения.

С 10 августа 2017 года Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ уголовное законодательство дополнено составами преступлений за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в крупном и особо крупном размере.

С октября 2017 года Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ  внесены изменения в часть первую НК РФ, согласно которым при длительной просрочке уплаты недоимки начисляется больше пеней.

Согласно новому правилу размер процентной ставки для расчета пени для юридических лиц будет увеличен вдвое, т.е. с 1/300 до 1/150 ставки рефинансирования Банка России в случае, если просрочка уплаты налогов, сборов и страховых взносов составит свыше 30 календарных дней (пункт 4 статьи 75 НК РФ).

Теперь, если просрочка превысила 30 календарных дней, пени рассчитываются следующим образом:

- исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни такой просрочки включительно;

- исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

По закону эти новшества распространяются на недоимку, возникшую с 1 октября 2017 года.

В июне-сентябре текущего года вступили в силу изменения законодательства о банкротстве (№ 488-ФЗ от 28.12.2016 и № 266-ФЗ от 29.07.2017) в части субсидиарной ответственности.

Новые поправки дадут возможность ФНС России и добросовестным кредиторам привлечь в качестве субсидиарного ответчика реального организатора схемы уклонения от уплаты долгов, а не номинального руководителя.

Такие меры максимально усложнят использование процедур банкротства недобросовестными должниками для списания долгов и будут способствовать финансовому оздоровлению предприятий.

С 1 января 2018 года Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ внесены изменения в часть вторую НК РФ, касающиеся налогообложения имущества.

Изменяется порядок предоставления льгот по энергоэффективным объектам организаций (статья 381.1 НК РФ). Изменения коснуться вновь вводимых энергоэффективных объектов в соответствии с установленным Перечнем вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности в соответствии с законодательством. Льгота, освобождающая от уплаты налога на имущество в течение трех лет со дня постановки на учет этих объектов, может применяться только при условии принятия соответствующего закона субъекта РФ.

C 1 сентября 2017 года вступили в силу поправки в статью 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, дополняющие перечень оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (Федеральный закон от 28.12.20016 № 488-ФЗ).

Так, теперь регистрирующий налоговый орган может исключить компанию из ЕГРЮЛ при наличии записи о недостоверности каких-либо сведений, если с момента внесения такой записи истекло 6 месяцев.

Более года на официальном сайте ФНС России функционирует Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр)

В соответствии с изменениями Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 № 265-ФЗ, держатели реестров акционеров отнесены к поставщикам информации для формирования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - РСМП).

А с 1 июля 2017 года держатели реестров акционеров начали передавать сведения в ФНС России для данного реестра. Эта процедура осуществляется ежегодно с 1 по 5 июля (включительно) в форме электронного документа через сайт ФНС России.

Если данные об акционерном обществе, отвечающем установленным законом № 209-ФЗ условиям, держателем реестра владельцев ценных бумаг в ФНС России не представлены, сведения о нем могут быть внесены в РСМП только в следующем году (за исключением вновь созданных обществ, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, информация о которых вносится в РСМП 10 числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРЮЛ записи о создании).

На основании информации, предоставленной держателями реестров акционеров, 10 августа 2017 года в РСМП внесены сведения об акционерных обществах, которые отвечали установленным условиям по доле участия в капитале по состоянию на 1 июля 2017 года. По Мурманской области таких обществ - 111.

На сегодняшний день в РСМП содержится информация о более чем 5,5 млн. субъектах малого и среднего предпринимательства, в том числе - о 11 490 юридических лицах и 13 982 индивидуальных предпринимателях Мурманской области.

С июня 2018 года на сайте ФНС России появятся дополнительные данные о компаниях. Изменения предусмотрены Приказом ФНС России от 27.07.2017 № ММВ-7-14/582@ (статья 102 НК РФ).

Среди открытых сведений можно будет найти такие данные о:

- недоимке и задолженности по пеням и штрафам;

- налоговых правонарушениях и ответственности за них;

- специальных налоговых режимах;

- участии в консолидированной группе налогоплательщиков;

- среднесписочной численности работников, уплаченных налогах и сборах, доходах и расходах компании по бухгалтерской отчетности.

С 1 января 2018 года планируется введение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, созданного во исполнение Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13, который заменит разрозненные региональные системы органов ЗАГС.

Поводом для создания Реестра послужило отсутствие единообразия при работе с актовыми записями на территории России.

Полномочия по созданию Реестра возложены на Федеральную налоговую службу Федеральным законом от 23.06.2016 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Единый государственный реестр не только упорядочит сведения об актах записи гражданского состояния, но и значительно повысит качество услуг, оказываемых гражданам органами ЗАГС по принципу экстерриториальности.

До конца 2019 года в Реестр будет внесена информация об актах гражданского состояния, созданных начиная с 1926 года и хранящихся на территории РФ. Большая часть этих записей сейчас хранится на бумаге.

 

 

 

<< назад


АНОНС

18 декабря Заседание Совета СПП МО

Внимание!

Материалы IX Мурманской областной налоговой конференции

Изменения в пенсионном законодательстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 
 
© 2008 СПП МО г.Мурманск

создание сайта - Старт Икс