Мы делаем ставку на арктическое направление

Мы делаем ставку на арктическое направление

В конце года принято подводить итоги. О нынешнем дне Мурманского морского пароходства и ближайших перспективах журналистам газеты «Арктическая звезда» рассказал исполняющий обязанности генерального директора ОАО «ММП» Александр Михайлович Брынцев

- Александр Михайлович, Вы приступили к своим обязанностям всего два месяца назад, каково Ваше видение ситуации в компании?

- Если оценивать ситуацию в целом, то минувший год стал одним из проблемных практически для всех судоходных компаний. Кризис на рынке морских перевозок затронул судовладельцев - кого-то в большей, а кого-то в меньшей степени. Если сравнивать с прошедшими двумя годами, то 2017 год для ММП был наименее благоприятным.

Мною запланировано в кратчайшие сроки решить значительную часть проблем компании, используя свой опыт и знание особенностей судоходного бизнеса. Я не стал тратить время на кадровые ротации, хотя, безусловно, этот вопрос требует тщательной проработки в будущем, а первым делом сосредоточил свои усилия на производственных вопросах.

- На каких направлениях в этом году работал флот компании?

- В 2017 году в географии перевозок грузов флотом ОАО «ММП» существенных изменений не произошло. ММП продолжило участвовать в завозе строительных и генеральных грузов на порт Сабетта для проекта ПАО «Ямал СПГ», доставлять нефтепродукты в рамках северного завоза и по коммерческим контрактам для нужд Чукотского автономного округа, строительные грузы и технику в отдаленные портопункты Арктики.

Теплоход «Клавдия Еланская» ОАО «ММП» обеспечивал перевозки пассажиров на социально значимой межмуниципальной морской линии Мурманск - Островной, а в летний период также в удаленные портопункты Мурманской области. Танкером «Хатанга» отработан полуторагодовой контракт на перевозках нефтепродуктов на Кубе. Продолжилось сотрудничество ОАО «ММП» с индийским Национальным центром антарктических и океанологических исследований, в рамках которого сухогрузным судном усиленного ледового класса «Иван Папанин» обеспечен завоз грузов снабжения для антарктических станций «Майтри» и «Бхарати», заключенный контракт рассчитан еще на 2 года.

Сухогрузный флот компании в 2017 году работал на международных перевозках грузов, в том числе в экспорте угля из Кандалакши и Архангельска, апатита из Мурманска, металлозаготовок из Санкт-Петербурга на Европу, на перевозках насыпных и навалочных грузов между иностранными портами.

Мы активно развивали транзитные перевозки. Этой осенью два судна компании - теплоходы «М. Кутузов» и «Петр Великий» прошли Северным морским путем с запада на восток, доставив грузы в порты Китая.

- Что можно сказать о количестве перевезенных грузов?

- Объем всех перевозок судами ОАО «ММП» с учетом таймчартера в 2017 году прогнозируется в размере до 2,4 млн. тонн. Спад пришелся на третий квартал 2017 года, это связано с рядом экономических причин: со снижением общего объема рейсов на Сабетту, ремонтом судов, прекращением коммерческой продажи доставляемого сырья и оборудования и т. д.

По некоторым направлениям перевозок мы, напротив, превзошли результаты прошлого года. Так, танкерным флотом ОАО «ММП» в 2017 году в Сабетту отправлено около 83 тыс. тонн светлых нефтепродуктов, что на 17 процентов больше, чем в прошлом, и почти в 2, 5 раза - по сравнению с 2015 годом. Немногим больше было перевезено нефтепродуктов по коммерческим проектам для нужд Республики Саха (Якутия) в летнюю навигацию.

- Как все это сказалось на финансовых результатах работы компании в 2017 году?

- Предварительно можно сказать, что чистая прибыль по итогам 2017 года ожидается положительной. Обществом прогнозируется получение в 2017 году выручки от выполненных работ/услуг в размере до 3,8 млрд. руб., что ниже аналогичного показателя 2016 года. Это связано со снижением курса доллара при росте загрузки судов на перевозках в загранплавании, снижением объема высокотарифицированных грузов в каботаже и общего фрахта от рейсов на Сабетту, значительным увеличением бюджета времени нахождения судов вне эксплуатации, в том числе ремонта.

Перед менеджерами всех звеньев, отвечающих как за фрахтование судов, выполнение рейсовых заданий, так и техническое обслуживание, кадровое обеспечение флота, мною поставлены задачи по достижению запланированных бюджетом основных показателей. Очень надеемся, что эта работа, начатая в ноябре-декабре, покажет хорошие результаты. Предпринимаются экстренные меры по выводу компании из сложившейся ситуации.

- Какие это меры?

- Во-первых, это сохранение и восстановление отношений с нашими традиционными партнерами. Во-вторых, активный поиск и заключение новых соглашений на перевозку высокотарифных грузов, в-третьих, замена старых низкорентабельных судов на современные, отвечающие требованиям рынка, в-четвертых, это реализация непрофильного имущества. Кроме того, уже сегодня запускаем в эксплуатацию суда, продолжительное время находившиеся в ремонте, а также в отстое. Что касается береговых подразделений, то мы должны путем правильно выбранной стратегии добиться их самоокупаемости. Совет директоров поставил перед нами задачу по финансовому оздоровлению Мурманского морского пароходства. В проекте бюджета на 2018 год предусмотрено увеличение доходной составляющей против результатов 2017 года, что позволит обществу выровнять финансовое положение, своевременно рассчитываться по своим обязательствам перед банками, контрагентами, планировать повышение заработной платы плавсоставу.

- Какие направления работы флота, обеспечивающие хороший задел на будущее, прорабатываются менеджментом компании?

- Мы будем стремиться расширять свое участие в долгосрочных проектах и делаем ставку на арктическое направление работы компании, участие в таких проектах, как «Ямал СПГ», «Арктик-СПГ», в проектах компаний «Газпром нефть шельф», АО «ТАЛТЭК», ПАО «Совфрахт».

Сегодня ведутся активные переговоры, подписаны соглашения о намерениях, прорабатываются условия будущих договоров, ведется поиск владельцев грузов.

- Есть конкретные примеры проектов?

- В планах компании вернуться в район работы МЛСП «Приразломная», где некоторое время назад работали наши суда. Наличие у плавсостава и менеджеров компании солидного опыта ледового плавания и судов усиленного ледового класса позволит обеспечить на достойном уровне проведение ряда операций в районе платформы. Давней и перспективной является работа по перевалке и хранению углеводородов на рейде арктических морей. Опыт нами нарабатывался с использованием для этих целей танкера «Натали». На текущий момент работаем над  аналогичным проектом с танкерами «Варзуга» и «Хатанга».

- Флот компании недавно пополнился двумя современными судами. Запланированы ли еще приобретения судов на ближайшее время?

- Да, компания прорабатывает фрахтовый рынок, мониторит положение в мировой экономике и исходя из этого планирует покупку еще двух современных судов дедвейтом не ниже 30 тысяч тонн каждое, которые будут способствовать увеличению эффективности работы пароходства.

 

Опубликовано в «Арктической звезде» (№12, декабрь 2017 года)