Необходимо формировать отраслевую политику

Необходимо формировать отраслевую политику

Интервью с Валентином Балашовым, председателем правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна


Председатель правительства России Д.А.Медведев 20 апреля в Мурманске провёл совещание по теме «О развитии рыбоперерабатывающей промышленности», на котором вспомнил, что в Мурманске в 2008 году не было местной рыбы, вся рыба была либо норвежская, либо откуда-то ещё, но не российская. За 10 лет, по словам премьера, ситуация изменилась. Можете вы прокомментировать это?

Тут нечего комментировать. В Мурманске, в портовом городе на прилавках магазинов всегда была, есть и будет треска, пикша, зубатка, сайда, палтус и другие виды рыб Баренцева моря, выловленных нашими рыбаками.

В рамках подготовки изменений Налогового кодекса РФ Заместитель министра сельского хозяйства - руководитель Росрыболовства Илья Шестаков сообщил, что вся продукция, которая идет на внутренний рынок, даже непереработанная, должна облагаться льготной ставкой сбора за пользование водными биоресурсами, уточнив, что внутренний рынок – наш приоритет. Что вы думаете по этому поводу?

Это хорошая новость. В феврале на Съезде рыбаков мы давали свои предложения в целях развития внутреннего рынка производства и потребления российской рыбной продукции внести в Налоговый Кодекс РФ изменения, в части, касающейся снижения (обнуления) ставок сбора за пользование водными биологическими ресурсами при осуществлении прибрежного рыболовства. Может быть, и нас услышали. Теперь, похоже, что это предполагается распространить и на мороженую рыбу. Подход И. В. Шестакова к формированию ставок сбора за пользование водными биоресурсами, стимулирующий поставки рыбы на российский берег однозначно вызывает одобрение.

Добавлю, что через пару месяцев уже новому составу Правительства РФ придется ответить на вопрос для чего необходимо рыбное хозяйство и как оно должно выглядеть в новых экономических условиях, в которых находится наша страна. Необходимо будет формулировать отраслевую политику лет на пятнадцать как минимум, на срок действия новых договоров. Пока в государственных документах не изложены конкретные цели рыбной отрасли. Есть «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». В ней записано «Одним из факторов сохранения государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием повышение качества жизни российских граждан является устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов. Удельный вес отечественной рыбной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка имеет пороговое значение – не менее 80%».  Минсельхоз обещает с 3-го квартала 2018 года увеличить этот показатель до 85%. Минздрав России, исполняя требования Доктрины, установил в 2016 году отвечающий современным требования здорового питания рекомендованный объем потребления рыбных продуктов – 22 кг/год/чел. Все выглядит красиво. Только на бумаге. И то и другое в реальной жизни не выполняется.

Ещё есть поручения Президента о строительстве нового флота и береговой производственной инфраструктуры. Да, есть. Но, это разовые задачи. А для чего всё это? Необходимо сформулировать, что правительство хочет конкретно в цифрах получать от своих рыбаков в течение длительного периода, и что оно со своей стороны им гарантирует.

В этой связи, на ваш взгляд, что главное в отраслевой повестке дня в ближайшие годы?

Главный вопрос – это доступ хозяйствующих субъектов к сырью. Доминирует позиция, что государство вправе решать, как и когда распределять право на добычу (вылов) водных биоресурсов. А никто и не спорит с этим. Хотя существуют установленные законодательством процедуры общественного обсуждения и контроля любых изменений законодательства. Законы ведь пишутся не только для юридических лиц и граждан, но и для того, чтобы огранивать самодеятельность чиновников. Уже всем надоевший в отрасли «аукционный шантаж» чего только стоит, какая-то настоящая агония не больше, не меньше. Нет доверия, а есть постоянное ожидание новых «испытаний».В условиях рыночных товарных отношений при таких обстоятельствах не будет нормального развития, неужели это не понятно кому-то.

Кроме того, а что развивать? Что такое рыбное хозяйство Российской Федерации? Береговых рыбопереработчиков, отраслевых судостроителей и судоремонтников, производителей орудий лова, транспортников, торговых организаций нет в нашем законодательстве, эти сферы не относятся к Федеральному агентству по рыболовству. Минсельхоз отвечает только за переработку в АПК. Вот и выходит: Закон о рыболовстве и Росрыболовство. Все логично, мы видим одну отчетную цифру, по которой оценивают отрасль и которая из года в год «сияет все ярче». На первое место, вне зависимости от фамилий, руководители главного рыбного офиса страны всегда ставят рекордный вылов. А это главное? Вылов?

Понятно.

Тогда проводится одна отраслевая политика. Принимаются соответствующие меры налогового и таможенного регулирования, предлагаются механизмы бюджетного субсидирования, государственной поддержки, в том числе и научно-поисковой, обеспечивается работа российского флота не только в своей экономической зоне, но и в дальних районах промысла. Назовем эту политику «Все больше и дальше в Мировой океан». В этом случае с точки зрения наполнения федерального бюджета, снижения затрат на администрирование налогов, сборов и таможенных платежей, целесообразно основную часть российской рыбной продукции продавать за границу. Так действительно проще и выгоднее правительству. А для населения и береговых рыбоперерабатывающих предприятий тогда что? Импортировать рыбу из-за рубежа, собирая обязательные платежи с каждой тонны прямо на таможенных переходах? Вопрос.

Если государственным приоритетом является  увеличение потребления отечественной рыбной продукции, обеспечение продовольственной безопасности и здоровья нации, то это существенно корректирует выше изложенное. Если есть задача сохранить население по периметру страны, обеспечить его работой, укрепить приграничные прибрежные населенные пункты, то это ещё одна «история», это дополнительные решения. Определение баланса государственных приоритетов в госрегулировании использования водных биоресурсов и называется отраслевой политикой. А пока, рыба попала в «минсельхозовскую колею», в trend господдержки экспорта продовольствия, о чём заявил на Международном рыбопромышленном форуме, который проходил 14-16 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге, Заместитель Председателя Правительства Аркадий Дворкович. Основу рыбного экспорта по задумкам авторов должно составлять производство филе и фарша.

На совещании в Мурманске Илья Шестаков сообщил, что после заявленного инвестиционными проектами выхода флота и заводов на полную мощность (к 2025 году) произойдет   перелом в сложившейся сырьевой модели отрасли. В части минтая и сельди доля продукции с высокой добавленной стоимостью составит не менее 50%, а на Северном бассейне – по атлантической треске и пикше с учётом потенциала новых мощностей, доля переработанной продукции может достичь 80-90%. Могли бы вы прокомментировать?

Сама по себе идея понятна. Чем больше добавленной стоимости в отечественном продукте, изготовленном из российского сырья, тем лучше, тем больше доходов, налоговой и таможенной выгоды. Однако, давайте внимательней посмотрим на «рыбу». Специально на выходных проехал по продовольственным магазинам Мурманска – одной из трех рыбных столиц страны. Кроме сотни небольших частных магазинов и двух колхозных рынков, городская торговая сеть «Евророс» (23 торговых зала), федеральная сеть «Магнит» (6 торговых залов), три очень крупных местных гипермаркета и два известных супермаркета – «Лента» и «O'кей». Обратите внимание, какой мощный продовольственно-торговый дивизион в городе с 295-тысячным населением. Почему? А жители Мурманска и области не самые бедные в стране. Много военных, силовики и правоохранители, государственные гражданские служащие – все получают специальные северные надбавки, «полярку» и коэффициент. Опять же моряки, рыбаки, портовики, горняки и металлурги тоже зарабатывают хорошо. Замечу, что мурманчане очень любят рыбу. И что? Ассортимент мороженого филе трески и пикши ограничен двумя-тремя производителями. Почему? Цена. Не берут филе по 700-900 рублей за килограмм – дорого. Cпросом пользуется тушка дефростированная или мороженная шкеренная без головы. Рыба та же, а цена в 2-3 раза ниже. Теперь вернемся к цифре «80-90% трески и пикши пойдет на филе». На самом деле мы говорим, что эта продукция практически вся уйдет на экспорт. И что останется? Из 331 тыс. тонн трески и 86 тыс. тонн пикши наши люди увидят 10%. Можно представить, как отреагирует внутренний рынок и какая будет цена. Напомню, что среднемесячная зарплата  в России в 2017 году данным Росстата составила 39331 рубль, средняя пенсия  – 13304 рубля. К слову сказать, количество пенсионеров в стране почти 43 миллиона. Как минимум 40 млн. работающих (не пенсионеров) в 55 субъектах Российской Федерации граждан имеют доход менее 30 тысяч рублей в месяц. Численность детей до 15 лет – 26,9 млн. человек, данная категория граждан, вообще, не имеет доходов. Этого что, не знают авторы? А мы говорим про филе. Кто будет его покупать? И тут мы опять возвращаемся к приоритетам отраслевой экономической политики. Для чего государству нужно рыбное хозяйство?

Как вы оцениваете результаты работы рыбной отрасли в 2017 году?

Интересные результаты. Торговля. По сравнению с январем-декабрем 2016 года стоимостные объемы экспортных поставок рыбы свежей и мороженой в 2017 году увеличились на 4,6%. По данным Минсельхоза в 2017 году на рыбу и рыбопродукты пришлось 16,8% стоимости всех экспортных поставок продукции агропромышленного комплекса России. Рекорд! Красивая цифра из минсельхозовского отчета. Валюта опять же движется в страну. В то же самое время параллельно растет иностранный поток сырья и рыбной продукции на внутренний рынок крупнейшей рыболовной державы. По данным ФТС в январе-декабре 2017-го в сравнении с тем же периодом предыдущего года произошло резкое увеличение физических объемов поставок рыбы свежей и мороженой из стран дальнего зарубежья – на 19,1% (2016 г. – 511,6 тыс. тонн). Из стран СНГ – на 26,6%. В сумме это более 650 тысяч тонн годового импорта – почти четверть внутреннего рыбного рынка России. Тут, правда, валюта течёт уже в обратном направлении, в карман иностранных производителей. Страшного, конечно, ничего нет, главное ведь каков валютный баланс. Но, есть явные издержки. При таком «госрегулировании» с учетом материальных возможностей внутреннего рынка и динамики стоимости национальной валюты российским рыбопромышленникам становится совершенно неинтересно продавать наиболее ликвидную рыбу и морепродукты в России. Кроме того, трудно конкурировать «по цене» у себя дома с иностранными производителями, которые не платят своим государствам ставки сбора за пользование водными биоресурсами и, в отдельных случаях, получают субсидии на вылов рыбы.

Производство и потребление.В 2017 году объем вылова водных биоресурсов составил почти 4,9 млн. тонн, производство готовой продукции 4,1 млн. тонн. Из этого объема – экспорт 2.1 млн. тонн (выше показателя предыдущего года на 12%). Импорт рыбы и морепродуктов из стран дальнего зарубежья и стран СНГ – 0,65 млн. тонн. Баланс внутреннего рынка составил 2,7 млн. тонн. Как известно, в Армении, Беларуси, Киргизии – моря нет, да и в Казахстане, по большому счету, тоже. Несмотря на высокие показатели добычи (вылова) водных биоресурсов, в общем «рыбном котле» рынка Таможенного союза стран ЕАЭС (183 млн. человек), потребление готовой рыбной продукции в России составляет уже 14,7 кг/чел/год. Это уровень 2008 года. В товарном весе 14.5 кг/чел/год по данным Росстата было именно в 2008 году – год начала реформы управления рыбным хозяйством при правительстве В.В.Путина. То есть, потребление упало в последние годы почти на 20% (в товарном весе максимум 17,1 кг/чел/год был в 2012 году – год окончания работы правительства В.В.Путина).

ПОТРЕБЛЕНИЕ РЫБЫ И РЫБОПРОДУКТОВ
(на душу населения в год; килограммов)

 

1990

2000

2005

2010

2011

2012

Потребление рыбы и рыбопродуктов
(в товарном весе)

20,4

10,4

12,6

15,6

16,6

17,1

Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики

С 2013 года, при правительстве Д.А.Медведева Росстат «формулирует из цифр» без преувеличения настоящее «рыбное экономическое чудо». На основании Методики, разработанной с учетом рекомендаций Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) уровень среднедушевого потребления рыбы и рыбопродуктов теперь определяется на основе баланса, сформированного в живом весе (весе сырца). Вот это – совсем другое дело! А то плетёмся в хвосте. Цифра стремительно рванула ввысь – 24.8 кг/чел в 2013 году. Глаз радует. Хоть и с кишками, но красиво же. Выросло (на бумаге) потребление рыбы в стране, превысив советский уровень с 20 до почти 25 кг.  Молодцы. Сделали чиновники настоящий «бумажный кораблик», гордо плывущий в море государственной отчетности.

По 2017 году ждем победную цифру.

Тем не менее, как бы не «мудрили» со статистикой, причины падения потребления рыбы и морепродуктов разные. Это и уровень доходов населения и конкуренция рыбы с другими продовольственными товарами и транспортные особенности нашей страны и экспортная направленность экономической политики нынешнего правительства. К этому добавим. По данным Росстата за прошлый год рыба и морепродукты подорожали на 3,3% при среднем росте цен на продукты питания в 0,7% и инфляции 1,7%. Это наиболее существенный рост цен на российском продовольственном рынке. Здесь тоже есть свои причины, связанные с увеличением затрат производства рыбной продукции, растущими расходами по перевозке товаров внутри страны и привязки к экспортным ценам. Ну, и конечно, Торговля со своими аппетитами – до сих пор не регулируется государством. Никак. И куда подевалась ФАС с поручениями Президента? А на этом «торговом этапе» как раз и снимаются самые-самые денежные «сливки» с рыбы.

Резюмируя вышесказанное, вызывает вопросы подготовленный Минсельхозом проект «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года». Основан он на стимулировании экспортных векторов: «Европейский вектор» и «Азиатский вектор». Простите, а где же российский вектор развития внутреннего рынка? Где Доктрина продовольственной безопасности, сохранение производственного суверенитета? В этой связи, недавний тезис руководителя рыбной отрасли «Обращаю внимание рыбаков – мы начинаем программу, в которой приоритет при реализации продукции должен отдаваться внутреннему рынку» хотелось рассматривать как государственное концептуальное заявление.

По материалам сайта fishkamchatka.ru.