Судоремонт рыболовных судов вчера и сегодня

Судоремонт рыболовных судов вчера и сегодня

Доклад «Потенциал и перспективы развития гражданского судоремонта в Мурманской области» вице-президента Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Ирины Вадимовны Мокеровой на круглом столе «Проблемы и перспективы развития береговой инфраструктуры» в рамках VI Международной конференции «Рыболовство в Арктике»

Когда 500 лет назад на Кольском берегу появилась первая рыболовная лодка, родилась профессия судоремонтника. На деньги, заработанные рыбаками, на Кольском берегу вырос город. Многочисленные рыболовные суда  приходили в Мурманск на выгрузку, техническое обслуживание, ремонт и пополнение запасов.

В 20-х годах ХХ века была заложена Мурманская судоверфь.

В 30-40-х года на Мурманской судоверфи даже осуществлялось строительство судов – было построено 4 судна. Была намыта дополнительная часть суши и произведены дноуглубительные работы по всему причальному фронту.

Судоверфь располагала 2200 погонными метрами причального фронта.

В сложнейших геолого-гидрологических условиях был построен наклонный слип. Стало возможным поднимать суда с доковым весом до 1 000 тонн. Появилось 12 стапельных мест.

На предприятии выполнялись все категории ремонта всех типов судов, приписанных к рыбным портам Северного бассейна: от буксира и СРТ до плавбазы типа Б-64 с доковым весом до 10 000 тонн.

Судоверфь обладала громадными производственными площадями: площадь закрытых цехов составляла около 300 000 кв. м.

Судоверфь была оснащена мощным и маневренным парком из 5 доков грузоподъёмностью от 2 500 до 12 000 тонн. Доки были установлены компактно, у одного и того же причала.

Была запущена и  впоследствии успешно действовала вновь построенная станция нейтрализации и очистки сточных вод, что обеспечивало чистоту вод Кольского залива.

В здании общей площадью 10 000 кв. м были размещены все цеха, связанные с применением дерева: цех с испытательным бассейном, сушильными камерами для дерева, покрасочный цех. В них производились все виды ремонта шлюпок и спасательных средств, производилась подготовка деталей и проведение работ по замене и ремонту внутренней судовой обшивки, палубы и пр. Был даже участок по изготовлению мебели широкого потребления: кухонная мебель, мебель для детских садов и др.

В 1988 году на Судоверфи, включающей в себя СРЗ-1 и СРЗ-2, трудилось 8 000 человек.  

Но наступила перестройка.

Сократилось число судов во флотах: часть судов была отправлена на металлолом, часть ушла из дальних районов промысла. Исчезла и практика капитального ремонта судов, когда суда могли по два-три года стоять в ремонте. Судоверфь начала угасать.

До 2000 года на Судоверфи еще многое можно было сделать. Резкое падение объема судоремонта началось с начала нулевых годов в связи с тем, что постепенно судовладельцы стали переориентироваться на Запад.

В 2000 году на судоверфи работали уже только 1000 человек. Видя стремительное падение числа рабочих мест, Союз судоремонтных предприятий написал бесчисленное количество писем и обращений в разные органы с тем, чтобы остановить разрушение берега. Неоднократно представители судоремонта выходили на демонстрации с колоннами до тысячи человек с лозунгами о возврате судов в порт, но услышаны не были.

Российский судоремонт окончательно разбился на две составляющие: российскую, в которой ремонтируется и докуется часть судов размером поменьше, и «кочевую», в которой российские судоремонтники работают в составе экипажей судов на Западе.

В настоящее время территория судоверфи и ее цеха принадлежат различным компаниям, в которых работают всего порядка 500 человек, но не все они судоремонтники. Около 80% цехов закрыты, законсервированы либо лишены оборудования и пустуют. Северный участок судоверфи куплен ООО «ГТ Моргео» и пока используется незначительно. Слип разорен: рельсы срезаны и сданы в металлолом, как и стапеля и все устройства подъема судов.

3 дока затонули на том же месте, где и стояли, 1 док пока наплаву, но в нерабочем состоянии, и только 1 удалось восстановить.

В деревоцехе расположен склад макулатуры. На центральной площадке - склад металлолома.

Судоремонтом в Мурманске сегодня занимаются порядка 60 предприятий. Правильней было бы сказать, что просто 60 предприятий имеют «признание» инспекции Регистра. Но полный комплекс работ, включая докование, могут выполнить только 5 предприятий: судоремонтный завод «Нерпа», 10-й судоремонтный завод, 35-й судоремонтный завод, ФГУП «Атомфлот» и, для небольших судов – Мурманская судоремонтная компания (МСК). То есть 4 из 5 предприятий – государственные. Скоро небольшим доком будет оперировать также предприятие «Гела». Первые три крупные предприятия заняты оборонными заказами, «Атомфлот» - своими судами, в результате, доков крайне недостаточно для обслуживания рыболовных судов.

Судоремонтные предприятия, не имеющие доков, небольшие, и специализация у них разная: например, для производства отдельных работ по корпусу, электрике или слесарным работам. И вопрос организации ремонта в кооперации между различными предприятиями ложится целиком на заказчика.

Оснащение предприятий старое – в основном это остатки от времен социализма. Износ оборудования составляет свыше 70%.

При этом общий объем судоремонтных работ, выполняемых в Мурманске, неуклонно падает. Так, в 2018 году по отношению к 2017 году он сократился на целых 30%.

А так как возможность роста объема судоремонта рыболовных судов в Мурманске в ближайшее время не просматривается, новое оборудование покупается редко, молодежь в судоремонт идет неохотно, кадры стареют. Средний возраст судоремонтников 5-го разряда выше 55 лет. Это уже пенсионеры, многие из них покидают город, а новые появляются очень редко.

В то же время, этот сегодняшний ничтожный уровень возможностей судоремонта в Мурманске обеспечивает ничтожный уровень судозаходов. То есть баланс обеспечен. Однако количество судозаходов сокращается, а вместе с ним неуклонно сокращается объем судоремонта.

Но через год в порт Мурманск могут прийти суда, построенные по инвестиционным проектам. Это будут совершенно новые суда, оснащенные механизмами и оборудованием нового поколения, которого наши судоремонтники и не видели никогда. Станет ли это возрождением судоремонта? Что надо сделать для того, чтобы они действительно хотели, могли и пришли обслуживаться в порт Мурманск?

Мы начинаем разговор на эту тему, так как момент «икс» настал, и сегодня надо положить начало большой работе по возрождению привлекательности Мурманского порта.