Министерство строительства и ЖКХ опубликовало законопроект, которым с 2020 года предлагается обложить по ставке 2% чистую прибыль компаний—недропользователей Крайнего Севера

22 апреля 2019
Министерство строительства и ЖКХ опубликовало законопроект, которым с 2020 года предлагается обложить по ставке 2% чистую прибыль компаний—недропользователей Крайнего Севера

Министерство строительства и ЖКХ опубликовало законопроект, которым с 2020 года предлагается обложить по ставке 2% чистую прибыль компаний—недропользователей Крайнего Севера. На эти деньги предполагается за семь-восемь лет ликвидировать очередь на переселение из Заполярья граждан, имеющих право на субсидирование переезда. Вероятность введения «северного налога на прибыль» невелика: Минстрой, видимо, рассчитывает публикацией сдвинуть с мертвой точки решение проблемы, созданной действующей схемой расселения 2002 года. Если все оставить как есть, при нынешнем финансировании проблема решится лишь в начале XXII века.

Минстрой опубликовал для общественного обсуждения проект закона, вводящий новый квазиналоговый платеж для компаний, являющихся «пользователями недр в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Ставку платежа Минстрой описывает как «2% от прибыли организации после налогообложения, отраженной в налоговой декларации», а плательщиков — как «организации—пользователи недр… а также организации, имеющие долю прямого или косвенного участия» в них,— то есть не только непосредственные недропользователи, но и их материнские компании. Собранные средства Минстрой предлагает зачислять в бюджет и использовать исключительно на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. Ведомство констатирует, что сейчас «недостаточность бюджетных средств на предоставление жилищных субсидий» приводит к тому, что право на их получение имеют около 191 тыс. семей, в реальности «ежегодно осуществляется переселение… в среднем 2,5 тыс. семей граждан, то есть решить данную проблему в целом при сохранении существующего объема финансирования возможно будет только за 78 лет». Длительное ожидание получения… субсидии приводит к росту социальной напряженности среди населения, при этом большинство граждан, состоящих на учете (79%), относятся к наименее социально защищенным слоям населения (инвалиды первой и второй групп, а также пенсионеры)»,— констатирует министерство.

Уведомление о размещении проекта подписано главой бюджетного департамента Минстроя Сергеем Бариновым, при этом документ ссылается на поручение вице-премьера Виталия Мутко от 31 января 2019 года №ВМ-П9-639. По оценке ведомства, закон, если он будет принят, позволит в течение семи-восьми лет решить проблему переселения.

Де-факто речь идет о предложении Минстроя компаниям объединить усилия в ликвидации очереди, что, очевидно, вызовет сложные дискуссии с руководителями компаний, работающих за Полярным кругом,— как минимум идея никак не учитывает долю заполярных месторождений в общей их массе для каждой компании, что, вероятнее всего, вызовет возражения тех из них, у которых эта доля невелика. Не указан и срок, на который предлагается ввести новый сбор,— Минстрой лишь рассчитывает, что он заработает с 1 января 2020 года. При этом речь идет о значительных платежах: крупнейший недропользователь Арктики «Газпром» отчитался в 2018 году о 933 млрд руб. чистой прибыли, следующая за ним «Роснефть» — о 549 млрд руб., всего же на добывающие компании, среди которых «Газпром нефть», НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ, «Норникель», АЛРОСА, «Фосагро» и золотодобывающие Highland Gold Mining и «Сусуманзолото», приходится более 2,9 трлн руб. чистой прибыли в год. Таким образом, поступления в бюджет от нового сбора могут составить порядка 60 млрд руб. в год.

Законопроект вызовет много вопросов и в органах власти, говорит собеседник “Ъ” в финансово-экономическом блоке правительства (соисполнителями поручения господина Мутко выступают Минфин, Минэкономики, Минэнерго и Минпромторг). «Как минимум бизнесу было обещано неувеличение налоговой нагрузки»,— напоминает он. «Даже если рассматривать предложение Минстроя как неналоговый платеж, его целевой характер потребует оформления отдельного бюджетного фонда по аналогии с Дорожным фондом, который наполняется за счет акцизов на топливо и транспортного налога, что потребует правки бюджетного кодекса и де-факто, по сути, приблизит новый сбор к налоговым платежам»,— рассуждает собеседник “Ъ”. При этом, напомним, правительство и предприниматели так и не сошлись в подходах к уже существующим неналоговым платежам — первые шесть из них (см. “Ъ” от 5 апреля) станут частью Налогового кодекса вопреки возражениям бизнеса.

Особенности законопроекта Минстроя — отсутствие корреспондирующих поправок к Налоговому кодексу, относительно плохо разработанный в законодательстве статус «сбора» (ст. 8 НК) для фактического увеличения налога на прибыль с отдельных категорий налогоплательщиков, отсутствие обсуждения инициативы и попыток пересмотреть саму схему «северного переселения» — говорят о том, что министерство скорее заинтересовано не в принятии его в нынешнем виде, а в запуске дискуссии в правительстве по этому вопросу. Напомним, в работе постоянно действующей схемы переселения с Крайнего Севера заинтересованы прежде всего работодатели (и не только сырьевого сектора), однако в 2002 году новая схема финансирования переселения возложила обязанность субсидирования переезда на федеральные власти. Значительная часть переселенцев сейчас решает свои проблемы самостоятельно, и будущие затраты на «эвакуацию» с Крайнего Севера де-факто заложены в их зарплаты. Введение в прямом виде «северного сбора» с недропользователей может повлечь за собой снижение зарплат в регионах Крайнего Севера — очевидно, что работодатели будут фактически относить этот сбор на налоговые платежи, аналогичные соцсборам.

Газета «Коммерсантъ» №71 от 22.04.2019