Как пандемия повлияла на региональный бизнес
Чтобы выяснить, насколько сильно повлияла пандемия Covid-19 на работу компаний, Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области провёл опрос среди предприятий и организаций Мурманской области. В ходе опроса респонденты оценили, каково текущее состояние хозяйственной деятельности предприятий, опрос проводился анонимно.
В основном опрос прошли частные компании (их доля – 75,5%); предприятия с государственным участием в капитале составили 19%. Вариант «другое» указали 5,5% респондентов (этот вариант не предполагал уточнения).
В ходе опроса компании сами определяли, к какой группе по числу сотрудников они себя относят:
Таким образом, около 70% опрошенных – субъекты малого бизнеса, в которых общее число сотрудников насчитывает до 100 сотрудников.
Одним из вопросов анкеты был вопрос о возрасте организаций. Данные были категорированы по группам.
По отраслевому признаку (согласно классификатору ОКВЭД 2020) преобладают оценки компаний сферы туризма – их доля 22,2%. К деятельности в сферах «общественное питание» и «добывающая и обрабатывающая промышленность» отнесли себя по 11,1% компаний. В равной доле представлены предприятия гостиничного бизнеса, торговли, финансовой и страховой деятельности, их доля – по 8,3%. К здравоохранению отнесли себя 5,6%, транспорт и связь – 5,6%, строительство – 5,6%, к энергетическому сектору отнесли себя 2,8% организаций. Анкеты заполнили организации из отраслей «бухгалтерский учет», «радиовещание», «государственный надзор», «разработка программного обеспечения», «лесоводство». Их доли менее 2%.
На вопрос, работает ли компания в текущих условиях пандемии, только 22,2% компаний ответили, что продолжают работать в полном объеме в текущих условиях.
Полностью на дистанционную (удалённую) работу перешли 16,7% компаний.
Вариант «частично» стал наиболее популярным среди компаний, его отметили 41,7% опрошенных.
Полностью приостановили свою работу 19,4% компаний.
Продолжают работу в полном объёме чаще других компании финансового и страхового секторов. В данных компаниях ответ «все на рабочих местах» составляет 100%. В сферах «медицинские услуги» и «добывающая и обрабатывающая промышленность» выбраны только варианты «все на рабочих местах» и «частично работает».
Частично перешли на дистанционную форму работы организации сфер «туризм», «энергетика» и «транспорт и связь».
Согласно данным опроса, более чем половине предприятий сферы туризма пришлось полностью приостановить свою деятельность, также 50% компаний сферы общественного питания не работают в текущих условиях.
План бесперебойного функционирования бизнеса в условиях пандемии Covid-19 принят и действует в 61% организаций.
По отраслям можно выделить несколько групп:
- отрасли, максимально ориентированные на использование инструментов стратегического планирования деятельности, – это финансовая и страховая сферы, а также предприятия, относящие себя к сфере «добывающая и обрабатывающая промышленность». В их случае доля положительного ответа - 100%;
- отрасли, где широко распространено планирование, чтобы и дальше обеспечивать бесперебойную деятельность в условиях пандемии, где доля превышает 67%. Это «строительство» и «оптовая и розничная торговля»;
- отрасли, где около половины всех компаний ответили положительно на вопрос, – предоставление медицинских услуг / общественное питание / транспорт и связь;
- отрасль, где большинство компаний находится в ситуации экстремально высокой неопределённости. Планы, как продолжать работу в текущих условиях, отсутствуют. Это туристический бизнес.
Далее респондентам предстояло ответить, обеспечивает ли компания доступ работникам и посетителям к антисептикам и СИЗ.
94,4% респондентов обеспечивают работников и посетителей антисептическими средствами и СИЗ.
Только 5,6% ответили отрицательно на данный вопрос. Важно отметить, что все респонденты, ответившие отрицательно, относятся к предприятиям, полностью приостановившим свою деятельность из-за пандемии.
Таким образом, на всех работающих в настоящий момент предприятиях для сотрудников и клиентов обеспечен доступ к антисептическим средствам и другим средствам индивидуальной защиты.
На вопрос, внесла ли компания изменения в свою работу из-за ситуации с Covid-19, 97,1 % компаний ответили, что внесли изменения в работу, чтобы защитить предприятие от COVID-19.
2,8 % респондентов, ответивших отрицательно, относятся к приостановившим свою деятельность компаниям.
Следующий вопрос касался наиболее острых проблем, возникших у компаний из-за пандемии Covid-19.
*Вопрос предполагал возможность выбора нескольких вариантов ответа. Общая сумма не сводится к 100%.
Главной проблемой для компаний в текущих условиях стало резкое снижение спроса, этот вариант набрал 43,4%.
«Ненадлежащий поток наличности» указали 17% респондентов. Тройку лидеров замыкает ответ «перебои в деятельности контрагентов, невыполнение обязательств с их стороны» - 13,2%.
Только 5,7% ответили, что нормальной работе организаций мешает отсутствие работников на рабочем месте.
Реже всего компании сталкивались с отсутствием необходимой документации для оформления операций. Эту проблему отметили только 1,9% участников опроса.
Организации могли отметить несколько проблем из списка.
9% ответов составляют собственные ответы на заданный вопрос, среди них: непредоставление отсрочки по оплате электроэнергии и коммунальных услуг, отсутствие нормального функционирования государственных органов для получения необходимых для работы документов.
Далее респондентам предстояло оценить процент уволенных работников из-за ситуации Covid-19.
Участники опроса оценили, какую долю их предприятиям пришлось высвободить:
*Доли приведены к числу респондентов, которые уволили сотрудников из-за ситуации с Covid-19
58,3% компаний ответили, что, несмотря на кризис, из-за Covid-19 не было уволено ни одного сотрудника.
38,9 % респондентов сократили персонал на 1-10%.
2,8% опрошенных – на 11-20%.
Компании, занятые в энергетике, а также в сфере страхования и предоставления финансовых услуг, полностью сохранили численность персонала за время пандемии.
Наибольший процент сокращений – в сфере торговли. Более 60% компаний сократили персонал на 1-10%, остальные 30% - на 11-20%.
В отраслях «строительство», «предоставление медицинских услуг», «транспорт и связь» половина всех респондентов ответила, что доля уволенных работников составляет 1-10%.
В сфере общественного питания и гостиничного сервиса такой ответ дали уже более 60% компаний.
Из предприятий, занятых в сфере туризма, 75,5% удалось сохранить численность персонала, не уволив ни одного сотрудника. В оставшихся 24,5% доля уволенных сотрудников составила от 1 до 10 процентов общей численности.
Далее участникам опроса предстояло ответить, планируют ли они уволить сотрудников из-за ситуации с Covid-19.
Только 5,6% компаний планируют уволить работников из-за ситуации Covid-19.
Положительно ответили на поставленный вопрос только компании, занятые в сфере туризма и торговли.
Участникам опроса также был задан открытый вопрос, какие дополнительные меры социальной поддержки компании оказывают работникам.
Компании должны были сами сформулировать ответы, им не предлагался список для выбора.
16,7% респондентов затруднились ответить.
50% организаций указали, что не оказывают дополнительных мер поддержки.
Оставшиеся 33,3% предприятий оказывают дополнительные меры поддержки работникам. В данную группу попали компании, представляющие различные сферы деятельности. Целиком в данную группу вошли предприятия, представляющие сферу «добывающая и обрабатывающая промышленность».
Меры поддержки оказались довольно разнообразными. Самым популярным ответом стало обеспечение работников в настоящее время средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки, салфетки, антисептические средства, санитарная обработка помещений).
Вторым по популярности ответом стало «выплачиваем заработную плату в полном объёме». Стоит отметить, что 82% ответивших данным образом компаний являются в настоящий момент предприятиями, приостановившими свою деятельность.
Также респондентами были озвучены следующие меры поддержки:
- материальная помощь (премии);
- добровольное медицинское страхование;
- обеспечение доступа к «Телемедицине»;
- организация дистанционного обучения сотрудников;
- тестирование на Covid-19 за счёт предприятия;
- предоставление сотрудникам оборудования для удаленной работы;
- доставка продуктов сотрудникам за счет организации.
Следующим пунктом компании оценивали уровень финансового воздействия на компанию из-за сбоя деловых операций в условиях пандемии.
Больше половины участников опроса (55,6%) отметили высокий уровень сбоя деловых операций, что в текущих условиях сильно повлияло на выручку и продажи.
Средним назвали уровень финансового воздействия 33,3% респондентов.
Только 5,6% выбрали вариант «низкий».
Для 5,6% части предприятий заданный вопрос не релевантен.
Сильнее всего кризис из-за пандемии Covid-19 повлиял на финансовую устойчивость отраслей: туризм, оптовая и розничная торговля, гостиничный бизнес, общественное питание.
Если принять за 100% все компании, отметившие высокий уровень финансового воздействия из-за сбоя деловых операций, то данную группу составили следующие отрасли:
42,1% - туризм;
21,1% - общественное питание;
10,5% - гостиничный бизнес;
10,5% - оптовая и розничная торговля;
По 5,3% составили еще три отрасли: строительство, предоставление медицинских услуг, транспорт и связь.
Только 5,6% компаний от общего числа респондентов оценили воздействие как низкое. В данную группу вошли предприятия добывающего производства и отрасль энергетики.
Компаниям предстояло оценить текущее финансовой положение организации.
16,7% компаний находится в критическом положении: они не способны обслуживать основной долг или осуществлять платежи первой очереди (налоги, страховые взносы, зарплата) (1).
Также очень сложная ситуация в 19,4% организаций, которые сейчас могут обеспечить платежи первой очереди, но не могут выплатить процентные платежи и основной долг (2).
Точно такое же количество организаций (19,4%) находится в чуть лучшей ситуации: они способны обслужить платежи первой очереди и текущие процентные платежи, однако дальше не смогут погашать основной долг или обеспечить его рефинансирование (3).
30,6% предприятий выбрали вариант «нормальное финансовое положение», данный вариант предполагал, что у организации достаточно средств на обслуживание долга и обеспечение платежей (4).
13,9% опрошенных компаний выбрали вариант «средств достаточно», который в том числе предполагал отсутствие долговых обязательств (5).
В диаграмме распределение представлено по 5-балльной шкале, где «1» – критическое финансовое положение (организация не способна обслуживать основной долг или осуществлять платежи первой очереди), а «5» - у компании в настоящее время нет долговых обязательств.
Свое положение как «критическое» определили организации, занятые в сферах: туризм, гостиничный бизнес, общественное питание.
Меньше половины представителей данных отраслей отнесли себя к следующей группе (оценка «2»). Также вариант «2» выбрала половина компаний, оказывающих медицинские услуги.
Относительно устойчивыми оказались промышленные предприятия и компании сфер: добывающая и обрабатывающая промышленность, транспорт и связь, финансовая и страховая деятельность. Больше половины из них выбрало вариант «средств достаточно».
Респонденты также оценили время, необходимое для восстановления деятельности организации.
Более 30% организаций для полного восстановления деятельности понадобится свыше полугода.
Данный ответ чаще всего выбирали компании сферы строительства, туризма, торговли, общественного питания.
Равные доли в 22,2% набрали варианты – «от 31 до 90 дней» и «менее 7 дней».
Вариант «менее 7 дней» выбрали компании из групп: добывающая и обрабатывающая промышленность, транспорт и связь, финансовая и страховая деятельность, разработка программного обеспечения, небольшое число предприятий общественного питания.
Из опрошенных респондентов никто в настоящий момент не рассматривает вариант окончательного закрытия компании.
Следующий вопрос касался источников финансирования для восстановления деятельности компании.
Для восстановления бизнеса 33,3% компаний планируют использовать собственные денежные средства на банковском счету, существующие сбережения. В эту группу попали организации различных сфер деятельности. Значительную долю в ней составляют предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности.
Более половины компаний будут использовать внешние источники финансирования – кредиты, займы, гранты, субсидии, ссуды.
У 11,1% организаций нет доступа к финансированию для восстановления работы. Данные предприятия относятся к компаниям с численностью работников до 15 человек и представляют сферу предоставления платных медицинских услуг и туристические агентства.
Пресс-центр СПП МО