«Росатом» закажет еще шесть ледоколов для перевозок грузов по Севморпути

26 июля 2021
«Росатом» закажет еще шесть ледоколов для перевозок грузов по Севморпути

«Росатом» планирует заказать еще шесть ледоколов, чтобы обеспечить вывоз грузов по Севморпути к 2030 году. Его флота может не хватить при планируемом росте перевозок по этому маршруту

Госкорпорация «Росатом» планирует дополнительно заказать еще шесть ледоколов, чтобы обеспечить экспорт российского сырья и международный транзит грузов по Севморпути к 2030 году. Об этом журналистам рассказал первый замглавы госкорпорации Кирилл Комаров.

По его словам, два из них — это атомные ледоколы серии 22220 мощностью 60 МВт, а четыре — на сжиженном природном газе (СПГ) мощностью 40 МВт. По словам Комарова, стоимость атомного ледокола оценивается в 60 млрд руб. Сооружение новых ледоколов синхронизируется с ростом грузопотока и должно быть обеспечено соответствующими соглашениями с грузоотправителями, добавил он. Эти суда потребуются для замещения атомных ледоколов, которые перевозят грузы «Газпром нефти», «Норникеля» и проектов НОВАТЭКа в Обской губе после 2026–2029 годов

Сроки службы трех атомных ледоколов «Атомфлота» — «Таймыра», «Вайгача» и «Ямала» — истекают в 2027–2029 годах. Им на замену должны прийти ледоколы проекта 22220 (головной ледокол «Арктика», первый серийный ледокол «Сибирь», второй серийный ледокол «Урал» и еще два подобных ледокола, строительство которых началось в 2020 году), а также ледокол «Лидер». Кроме того «Росатом» продлил эксплуатацию атомного ледокола «50 лет Победы» до 2039 года.

Но этих семи атомных ледоколов все равно может быть недостаточно для вывоза всех заявленных грузов по Севморпути. Если в майском указе президента Владимира Путина поставлена цель увеличить грузооборот по маршруту до 80 млн т к 2024 году, то, согласно презентации замгендиректора «Росатома» Вячеслава Рукши, грузопоток к 2030 году на нем ожидается до 110 млн т с учетом транзита. По оценке Комарова, к 2030 году по Севморпути планируется перевозить около 30 млн транзитных грузов. В 2020 году грузопоток по этому маршруту составил 33 млн т, преимущественно нефти, СПГ и металлов «Норильского никеля».

Выполнение плана в большей степени будет зависеть от СПГ-проектов НОВАТЭКа, который собирается нарастить грузопоток до 35,5 млн т к 2024 году, а также от проекта «Роснефти» «Восток Ойл», который, по данным нефтяной компании, добавит 30 млн т грузопотока в 2024 году, и угольного проекта «Северная звезда» Романа Троценко (план на 2024 год — около 4 млн т).

«Норникель» и «Газпромнефть» уже обеспокоились потенциальным дефицитом ледокольной проводки и договорились с «Росатомом» об аренде ледоколов на 10–15 лет вместо обычных 3–5. Причем «Норникель» планирует построить ледокол на СПГ за свой счет и передать его в управление «Росатому», сообщил старший вице-президент компании Сергей Дубовицкий в ходе Дня Арктики в пятницу.

«Росатом» рассчитывает, что Севморпуть к 2035 году станет международным и национальным морским транспортным коридором, который будет конкурировать с южным маршрутом через Суэцкий канал за счет скорости доставки грузов. По данным госкорпорации, транзит через Севморпуть из Европы в Азию экономит до 19 дней пути и на 20–25% дешевле, чем текущие евроазиатские ставки фрахта.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов 19 июля на заседании Совета по стратегическому развитию и проектам говорил, что развитие Севморпути потребует до 2030 года 716 млрд руб., из которых 250–260 млрд вложит «Росатом», а 130–140 млрд — бюджет и Фонд национального благосостояния.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов 19 июля на заседании Совета по стратегическому развитию и проектам говорил, что развитие Севморпути потребует до 2030 года 716 млрд руб., из которых 250–260 млрд вложит «Росатом», а 130–140 млрд — бюджет и Фонд национального благосостояния.

РБК