Действие нового американского санкционного закона будет долгим
Почему не нужно откладывать приватизацию госактивов, на сколько поднять пенсионный налоговый вычет и как долго продлится действие санкций. Об этом и многом другом в интервью «РГ» рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
В России появятся новые пенсии
Александр Николаевич, многих сегодня волнует грядущая реформа пенсионной системы. По прогнозам, она может начаться уже в этом году. И копить на старость можно будет с помощью индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Ваш прогноз: дело пойдет?
Александр Шохин: Индивидуальный пенсионный капитал может стать драйвером развития негосударственного пенсионного обеспечения.
Но остается очень много вопросов – пока это «вещь в себе». Трудно будет «помирить» или синхронизировать ИПК с действующими уже 20 лет корпоративными пенсионными программами работодателей. В них участвуют шесть миллионов человек, и речь идет о триллионе рублей.
Но если это удастся разработчикам, то можно предложить четыре стимула для работодателей для привлечения максимального числа людей в систему.
Первый. Отменить НДФЛ на выплачиваемые негосударственные пенсии – сейчас на пенсии из ПФР налога нет, а на пенсии из НПФ почему-то есть.
Второе. Поднять социальный налоговый вычет со 120 тысяч рублей до 400 тысяч.
Третье. Участие государства в пенсионной модели социального партнерства должно быть реальным, с деньгами, а не только в виде налоговых льгот. Предлагаем продлить программу государственного софинансирования дополнительных страховых взносов применительно к ИПК, одновременно модернизировав ее и сделав более клиентоориентированной и простой «на вход».
И четвертое. Все дополнительные тарифы с работодателей за рабочие места с вредными и опасными условиями труда направить в корпоративные пенсионные программы НПО.
С налогов снимут вето
Истекает срок моратория на повышение налогов, уже весной станет ясно, какой будет налоговая система. К чему надо готовиться бизнесу?
Александр Шохин: Дискуссия по контурам налоговой системы продолжается. Решения еще не приняты, и мы надеемся, что голос бизнеса будет услышан.
Необходимо обеспечить предсказуемость уровня фискальной нагрузки. Даже в октябре компании не знают, какие налоги и платежи им придется платить в следующем году и в каком объеме.
Крайне чувствительными являются вопросы роста нагрузки на инвестиционную активность. Принятые в 2017 году решения, что льготы по налогу на имущество в части нового оборудования и энергоэффективного оборудования уже с 2018 года вводятся только регионами, создают риски не только для новых, но и уже реализуемых проектов.
Поэтому очень надеемся на взвешенный и конструктивный подход со стороны регионов. Льгота по налогу на имущество для нового оборудования сегодня – это дополнительные поступления по налогу на прибыль и НДФЛ завтра.
Неуправляемый рост неналоговых платежей продолжается? Это как-то можно остановить?
Александр Шохин: Органы власти регулярно предлагают увеличить существующие и ввести новые неналоговые платежи, негативно влияющие на инвестиционную активность.
Несмотря на поручение председателя правительства РФ, предусматривающее мораторий на новые платежи, их количество активно растет и в электроэнергетике, и в обрабатывающей промышленности, и в других сферах деятельности.
Необходимо законом ограничить креатив органов власти по введению новых видов неналоговых платежей. Минфином и минэкономразвития подготовлен законопроект по обязательным платежам. Процедура согласования проекта закона еще продолжается, но в целом он может быть взят за основу.
Главное – законопроект должен предусматривать жесткость процедур принятия решений, фиксацию перечня обязательных для уплаты неналоговых платежей (понятно, что его формирование – самая сложная задача законопроекта), а также обязательную оценку финансовых последствий введения неналоговых платежей для бизнеса. Бизнесу нужна прозрачность принимаемых решений по этим платежам.
Торг уместен
На неопределенный срок перенесены крупные приватизационные сделки -– пакеты акций ВТБ, РЖД, Транснефти... Доходы от крупных сделок не отражены в законе о бюджете. Действительно нужно дождаться хорошей цены или все-таки скорее продать?
Александр Шохин: Говоря о целесообразности выжидательной стратегии, следует иметь в виду, что повторения так называемого «сырьевого суперцикла» в обозримом будущем не будет.
Даже если на рынке установится восходящий тренд, то, вероятно, в первую очередь им будут охвачены не традиционные виды ресурсов – нефть, алмазы или электроэнергия, – а высокотехнологичные материалы, например литий, кобальт или графит, применяемые при создании аккумуляторов.
Удачная рыночная конъюнктура будет формироваться лишь для тех компаний, которые используют в своей деятельности наиболее передовые производственные, управленческие и финансовые технологии.
В этой связи главной целью приватизации ключевых государственных активов должно стать не пополнение бюджета, а привлечение стратегических инвесторов, желающих не только вкладывать деньги, но и готовых делиться инновационными решениями, помогать освоению новых ниш на мировом рынке.
С учетом данных обстоятельств каждый лишний год отсрочки при решении вопроса о приватизации может отрицательно сказаться на перспективах наших экономических флагманов с госучастием в глобальной конкурентной борьбе.
Подход к выплатам дивидендов госкомпаниями и госбанками должен быть единым или ставки могут быть разными?
Александр Шохин: Изначально экономически необоснованной выглядела позиция, предполагающая установление универсальной планки по дивидендам для неодинаковых по масштабу компаний из разных секторов и находящихся в различных фазах инвестиционного цикла.
А в ситуации, когда многие утратили возможность привлекать финансирование в необходимом объеме из-за санкций, изъятие дивидендов в размере, установленном без учета множества факторов, может иметь губительные последствия. Здесь единственно возможным подходом является определение дифференцированной ставки дивидендных выплат исходя из финансово-экономического положения каждой госкомпании.
Есть профстандарты!
Александр Николаевич, когда профстандарты станут обязательными для всех? Как встроить их в систему образования?
Александр Шохин: Позиция минтруда: для госсектора профстандарты станут обязательными с 1 января 2020 года.
Однако Национальный совет не ставит задачу введения обязательного применения профессиональных стандартов для всех работодателей. Как и раньше, бизнес может самостоятельно определиться, как и в какой степени применять профстандарты: для одних они могут оказаться полезными в управлении кадрами, для других - при оценке квалификации при найме персонала, для третьих - при планировании повышения квалификации работников.
Профстандарты – это часть национальной системы квалификаций. Что здесь происходит?
Александр Шохин: Сейчас идет постепенное внедрение системы независимой оценки квалификаций на основе профстандартов. Введен в эксплуатацию общероссийский Реестр независимой оценки квалификаций, куда вносятся все сведения об официально выданных свидетельствах о квалификации.
Эти меры создают условия для повышения требований к участникам рынка к наличию квалифицированного персонала. Это может относиться к направлениям производственной деятельности с повышенными техногенными рисками, к исполнению государственных и муниципальных контрактов. Таким образом, роль профстандартов в сфере труда будет повышаться.
Их применение в системе подготовки кадров уже не первый год успешно осуществляется путем актуализации федеральных государственных образовательных стандартов. Эта задача реализуется минобрнауки совместно с советами по профессиональным квалификациям (создано уже 30 советов). Уже актуализировано боле 600 образовательных стандартов.
Также Национальным советом с участием минобрнауки подготовлены предложения по изменению законодательства об образовании, предполагающие применение профстандартов при разработке профессиональных образовательных программ, содержание которых, как правило, носит более конкретный характер и ближе к интересам работодателей. В перспективе стоит задача по совершенствованию процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ на соответствие профстандартам.
Актуален ли сегодня «Справочник профессий» минтруда?
Александр Шохин: Он содержит информацию о профессиях, которые, по мнению работодателей, наиболее востребованы и перспективны.
Однако правила формирования справочника устанавливает правительство, а утверждается он приказом минтруда. Этот подход утяжеляет процесс дополнения и обновления справочника. Необходимо разработать более «живой» механизм для формирования справочника профессий, который позволил бы оперативно актуализировать его содержание и обеспечивал бы необходимый уровень его качества. Решение этой задачи также запланировано на этот год.
Евросоюз пойдет своим путем
Александр Николаевич, как вы оцениваете риск эскалации санкций?
Александр Шохин: В первую очередь хотел бы обратить внимание на довольно высокую вероятность разновекторной политики по этому вопросу со стороны США и ЕС.
А вероятность эскалации санкций со стороны США, к сожалению, можно оценивать как довольно высокую. В конце января – начале февраля минфин США должен обнародовать «Доклад об олигархах и полугосударственных организациях РФ». По его итогам могут быть приняты дополнительные ограничительные меры. Подготовка доклада предусмотрена американским законом «О борьбе с врагами США посредством санкций» от 2 августа 2017 года, который привел к институционализации американских санкций и их долгосрочному закреплению.
Одной из целей доклада является попытка разделения российских элит через угрозу введения персональных санкций и утраты части или всего состояния.
Насколько долго это будет длиться?
Александр Шохин: Действие нового американского санкционного закона будет долгим. В нем прослеживается сходство с известной поправкой Джексона – Вэника, действовавшей с 1974 по 2012 год. Это будет оказывать определяющее воздействие на модальность отношений между Россией и США, ограничивая сотрудничество.
В числе ключевых основных последствий этих американских санкций в отношении нашей страны – снижение возможностей для инвестиций в такие отрасли, как энергетика, добывающая промышленность, металлургия, железнодорожный транспорт. Частично пострадают смежные отрасли, усложнится трансфер современных технологий, будут ослаблены возможности для привлечения долгового финансирования.
В американском политическом истеблишменте единственно возможным условием улучшения отношений с нашей страной считают полное устранение России как политически и экономически влиятельной державы любыми способами, включая «содействие реформированию регулирования энергетического сектора Украины» и противодействие строительству «Северного потока-2».
Чем это вызвано?
Александр Шохин: Отчасти эта ситуация вызвана довольно слабым торгово-экономическим сотрудничеством между нашими странами. Наша страна находится на 38-м месте в списке торговых партнеров США. Таким образом, от торгово-экономического сотрудничества с Россией зависит не слишком много рабочих мест в США.
Соответственно, у политических элит практически развязаны руки и языки: от ухудшения отношений с нашей страной они практически ничего не теряют. И США стремятся использовать собственные ограничительные меры против России для лоббирования интересов своих компаний, фактически в ущерб европейским союзникам, которые, конечно, недовольны подобной ситуацией. Соответственно, подобные попытки максимизировать краткосрочные выгоды для США могут создать возможности для перспективного пересмотра состояния отношений между ЕС и Россией.
А разве ЕС не следует за США в санкционном режиме?
Александр Шохин: Сегодня в ЕС все громче звучат голоса о необходимости пересмотра подхода к нашей стране. Смысл любых санкций в том, чтобы заставить страну изменить свою политику и сделать ее приемлемой с точки зрения инициатора ограничительных мер. Однако когда результатов нет, о чем говорят сами европейцы, а ущерб от мер становится чрезмерным, приходится искать новые пути взаимодействия.
Приведу несколько цифр. По оценке Специального докладчика Совета ООН по правам человека И. Джазаири в его выступлении весной 2017 года потери стран, введших санкции против нашей страны, за три года составили до 100 миллиардов долларов. При этом, по расчетам Еврокомиссии, потери ЕС от введения санкций и российских контрсанкций в 2014-2015 годах достигли 90 миллиардов евро. Одна Германия, согласно исследованиям Восточного комитета германской экономики, потеряла десятки, если не сотни миллиардов евро: с момента введения санкций экономика Германии потеряла из-за них до 60 тысяч рабочих мест. И, согласно данным Российско-Германской внешнеторговой палаты, 91 процент немецких компаний выступает за немедленную или поэтапную отмену экономических санкций в отношении нашей страны.
Дальнейшая эскалация европейских санкций маловероятна, особенно если для этого не будет найдено сколь-нибудь адекватное обоснование и не будут предложены приемлемые компенсационные меры для бизнеса и населения ЕС. Разумеется, нельзя исключать появления очередного «черного лебедя» и дальнейшего ухудшения отношений с ЕС, особенно если учесть непредсказуемость политики нынешнего руководства Украины.
Общие тенденции таковы, что наши отношения с ЕС будут двигаться в рамках «избирательного сотрудничества», которое, согласно видению ЕС, включает в себя: климат, Арктику, безопасность морских путей, образование и науку, трансграничное сотрудничество, усиление взаимодействия гражданского общества, студентов, исследователей и бизнеса.
Постепенное развитие сотрудничества на этих направлениях будет способствовать и снижению общей неопределенности в отношениях и переводу их в конструктивное русло.