В Мурманской области высокое качество реализации государственных программ
Доклад министра экономического развития Мурманской области Елены Тихоновой - О ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Мурманской области в 2017 году
Сегодня мы подводим итоги реализации в 2017 году государственных программ Мурманской области и Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития региона. Указанные документы содержат комплексы мероприятий, реализация которых направлена на достижение долгосрочной цели и решение задач развития области, определенных в региональной Стратегии. Учитывая их прямую взаимосвязь, мы по традиции представляем два этих отчета вместе.
Итоги реализации всех государственных программ рассмотрены на заседаниях рабочих групп Программно-целевого совета Мурманской области в апреле и мае текущего года, поэтому подробно на каждой программе останавливаться не буду, а представлю результаты проведенного Министерством экономического развития Мурманской области анализа исполнения документов.
Начну с итогов реализации государственных программ.
Всего в 2017 году было запланировано реализовать 1076 программных мероприятий, из них в полном объеме выполнено 885 (82,2%), частично - 140 (13%), не выполнено - 51 (4,7%).
При почти равном количестве мероприятий (1077) по сравнению с прошлым годом доля выполненных мероприятий увеличилась на 1,4 процентного пункта (с 80,8%).
Основными причинами выполнения мероприятий не в полном объеме и (или) с нарушением плановых сроков явились:
- позднее заключение контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- нарушение исполнителями и подрядчиками условий заключенных контрактов (в основном на строительство, реконструкцию, проведение капитальных и текущих ремонтов объектов инфраструктуры);
- заявительный характер мероприятий по предоставлению государственных услуг и мер социальной поддержки населению.
При почти равном количестве мероприятий (1 077) по сравнению с прошлым годом доля выполненных мероприятий увеличилась на 1,4 процентного пункта (с 80,8%).
Значительная доля невыполненных мероприятий приходится на строительные и проектно-изыскательские работы.
В отчетном году в рамках 11 государственных программ предусматривались строительные и проектно-изыскательские работы на 46 объектах, в т.ч. за счет средств, не освоенных в предыдущие годы.
Плановый объем капвложений составлял 2,8 млрд. рублей, фактически выполнено и принято работ почти на 2 млрд. рублей, или 69,7% от планового объема. В 2016 году этот показатель составлял 85,2%.
При этом уровень кассового исполнения указанных расходов значительно выше - 89,1%, это объясняется тем, что по ряду объектов муниципальной собственности средства областного бюджета перечислялись в местные бюджеты в полном объеме, предусмотренном на отчетный год, несмотря на отсутствие или низкий объем выполненных и принятых работ.
В отчетном году на 8 объектах работы велись в соответствии с графиком.
Завершены работы и получены разрешения на ввод в эксплуатацию по 14 объектам.
По 21 объекту отмечалось отставание от графика производства работ.
Разработка проектной документации по реконструкции участка автоподъезда к Зареченску, реконструкция участка моста в Североморске-3 и историко-культурная экспертиза проекта реконструкции Мурманского областного краеведческого музея в 2017 году не проводились.
По государственным программам в отчетном году было предусмотрено достижение 542 показателей, из которых 365 (67,3% от общего числа показателей) имеют высокую степень достижения (от 99,5 до 150%), при этом у половины показателей (200 из 397 показателей, у которых оценивается динамика) отмечается улучшение значений по сравнению с 2016 годом.
По итогам анализа результатов прошлых лет с учетом предложений исполнительных органов государственной власти мы внесли изменения в методику оценки эффективности исполнения госпрограмм, повысив ее объективность.
В этом году оценка проводилась исходя из достижения целевых значений показателей, их динамики, а также выполнения программных мероприятий.
Из 15 государственных программ Мурманской области в 2017 году высокую оценку получили 8 программ (в 2016 году - 4 программы).
Этот результат обусловлен положительной динамикой показателей по сравнению с 2016 годом и достаточно высоким уровнем выполнения мероприятий и достижения показателей.
Средняя эффективность отмечается у 3 программ: «Государственное управление и гражданское общество» (интегральный показатель эффективности (далее - ЭГП) составил 96,6%), «Развитие культуры и сохранение культурного наследия региона» (ЭГП - 93,7%), «Развитие здравоохранения» (ЭГП - 93%).
Отсутствие положительной динамики значений ряда показателей по сравнению с 2016 годом, недостижение целевых значений части показателей, а также выполнение не всех запланированных мероприятий в установленные сроки не позволило указанным программам достичь высокого уровня эффективности.
4 программы реализованы с уровнем эффективности ниже среднего:
- «Развитие транспортной системы» (ЭГП - 91,9%) - по причине невыполнения отдельных мероприятий по монтажу, установке, эксплуатации и техническому обслуживанию специальных технических средств фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, по развитию сети автомобильных дорог, а также недостижения плановых значений соответствующих показателей;
- «Социальная поддержка граждан» (ЭГП - 91,5%) - в связи с выполнением не в полном объеме значительного числа мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки населению, носящих заявительный характер, отставанием от графика производства работ по строительству пищеблока психоневрологического интерната в г. Апатиты, а также недостижением ряда показателей, характеризующих уровень жизни населения;
- «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона» (ЭГП - 88,6%) - по причине невыполнения в установленный срок мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, сносу расселенных аварийных жилых домов, разработке проектной документации на реконструкцию очистных сооружений в Кильдинстрое и Шонгуе, а также недостижением целевых значений показателей, характеризующих уровень благоустройства территорий муниципальных образований и обеспечение граждан доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами;
- «Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов» (ЭГП - 86,8%) - в связи с невыполнением мероприятий по организации и проведению экологических экспедиций, разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, очистке русла р. Сайда, а также в связи с негативной динамикой по сравнению с 2016 годом и недостижением целевых значений показателей в сферах обращения с отходами, охраны и рационального использования природных ресурсов и развития охотничьего хозяйства.
Отмечу, что указанные программы и в прошлом году были реализованы с наихудшими результатами.
Проведенный анализ хода реализации государственных программ Мурманской области в целом свидетельствует о сохранении достаточно высокого качества планирования и реализации государственных программ.
При этом результаты оценки эффективности позволяют выявить «слабые места» - те области, на которые необходимо обратить внимание.
Например, по отдельным подпрограммам отмечается недостаточная зависимость значений показателей от степени выполнения предусмотренных мероприятий.
У некоторых отмечается низкая степень выполнения мероприятий, при этом все установленные показатели достигнуты, то есть предусмотренные комплексы мероприятий слабо влияют на фактические значения показателей. Это может объясняться тем, что установленные показатели достигаются вне зависимости от результатов деятельности органов власти, не характеризуют качественные изменения в соответствующих сферах. Кроме того, в отдельных случаях это связано с некорректным планированием объемов финансирования и ожидаемых результатов мероприятий.
Для отдельных подпрограмм отмечается обратная ситуация: несмотря на то, что практически все мероприятия выполнены в полном объеме, целевые значения показателей не достигнуты, фактические значения хуже, чем в прошлом году.
Это свидетельствует о недостаточности комплекса предусмотренных мер для достижения установленных значений показателей.
Государственные программы носят комплексный межведомственный характер, поэтому результаты оценки эффективности зависят не только от работы ведомств по выполнению мероприятий, но и от качества взаимодействия соисполнителей между собой, с органами местного самоуправления и иными участниками программ.
При подготовке годовых отчетов не всеми исполнительными органами государственной власти осуществлялся полноценный анализ причин невыполнения мероприятий, недостижения плановых значений показателей или отсутствия положительной динамики в сравнении с 2016 годом, а также не были выработаны меры по улучшению значений показателей (в отдельных случаях - по повышению эффективности реализации государственной программы в целом).
В свою очередь Министерство экономического развития и в ходе рассмотрения годовых отчетов, и при согласовании изменений в госпрограммы регулярно дает рекомендации по улучшению качества планирования и мониторинга показателей и программных мероприятий.
Результаты реализации государственных программ напрямую влияют на достижение целевых ориентиров, определенных в Стратегии социально-экономического развития региона.
В Плане мероприятий по реализации Стратегии на 2017 год всего было запланировано 241 мероприятие (включая 20 мероприятий, не завершенных в 2015-2016 годах), из них 176 - это укрупненные мероприятия государственных программ.
В полном объеме выполнено 177 мероприятий, или 73,4%, 18 мероприятий выполнено частично, 46 - не выполнены. Из невыполненных основную долю составляют мероприятия по строительству и реконструкции объектов социальной сферы, реализация которых перенесена на более поздние сроки, мероприятия по формированию региональных кластеров (планируемых к реализации после завершения якорных инвестиционных проектов), а также мероприятия, по которым частные инвесторы приняли решение о переносе сроков или об отказе от реализации.
Из 108 показателей социально-экономического развития значения 65 показателей улучшились по сравнению с предыдущим годом, 28 - сохранились на уровне 2016 года (в диапазоне от 99 до 101%), значения 13 показателей ухудшились, по 2 показателям данные о фактических значениях отсутствуют.
По оценке, валовой региональный продукт на душу населения увеличился по сравнению с 2016 годом на 0,8% (565,1 тыс. рублей).
Модернизация производства крупных промышленных предприятий региона позволила обеспечить рост индекса производительности труда до 112,6% к уровню 2012 года.
Стабилизировалась ситуация на региональном рынке труда, что привело к снижению уровня общей безработицы (7,0%, в 2016 году - 7,7%).
Рост номинальных доходов населения способствовал снижению доли населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, до 12,6 % в общей численности населения, но в силу опережающих темпов инфляции был недостаточным для роста реальной начисленной заработной платы (99,8% к 2016 году) и реальных располагаемых доходов населения (99,2% к 2016 году).
Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения (региональный децильный коэффициент) сохранилось на уровне прошлого года (11 раз).
В целях повышения эффективности реализации государственных программ в последующие периоды Министерство рекомендует при включении в них объектов капитального строительства реально оценивать возможность выполнения планируемого объема работ с учетом сроков проведения конкурсных процедур.
Нужно усилить контроль за ходом работ на объектах в соответствии со сроками, установленными в планах реализации госпрограмм, особенно это касается объектов муниципальной собственности.