«20—30 бизнесменов не могут заменить финансовый институт»: глава РСПП Шохин рассказал об участии компаний в госпроектах

«20—30 бизнесменов не могут заменить финансовый институт»: глава РСПП Шохин рассказал об участии компаний в госпроектах

На полях ВЭФ-2018 RT взял эксклюзивное интервью у главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина. Он рассказал о работе над «меморандумом о взаимных обязательствах» - документом, согласно которому крупнейшие компании будут инвестировать в госпроекты. Эта инициатива появилась после того, как помощник президента России Андрей Белоусов предложил проработать вопрос об изъятии сверхдоходов у 14 российских металлургических, нефтехимических и химических предприятий на 500 млрд рублей.


- Александр Николаевич, вы ранее заявили, что к ноябрю правительство России и представители крупнейших компаний могут подписать меморандум о взаимных обязательствах при инвестировании в приоритетные проекты из повестки майского указа. Скажите, пожалуйста, на каком этапе он сейчас находится и можно ли уже обозначить эти проекты?

- Рабочая группа, которую мы (РСПП. - RT) создали вместе с правительством, сориентирована не на отбор проектов, а на создание правил игры по отбору этих проектов.

Мы считаем, что группа бизнесменов из 20-30 человек не может заменить финансовые, банковские или инвестиционные институты, которые должны просчитывать эти проекты.

Но мы можем выработать некие правила игры и подготовить этот меморандум о взаимопонимании или, может быть, даже меморандум о взаимных обязательствах.

- Можно ли сейчас обозначить какие-то основные пожелания бизнеса?

- Хочется создать двусторонние правила игры, чтобы не получилось так же, как в том старом анекдоте, когда бригада цыган согласилась покрасить корабль. Потом выяснилось, что они покрасили его только с одной стороны. А когда администрация порта возмутилась, мол, как же так, у нас же договор, работники ответили: «Смотрите, у нас договор, в котором написано: «Администрация порта - с одной стороны, а бригада цыган - с другой стороны. Вот мы со своей стороны обязательства выполнили». Поэтому, конечно, не хотелось бы, чтобы это были обязательства бизнеса, а правительство бы только указывало, куда инвестировать.

- Но ведь речь идёт о довольно большой сумме - около 500 млрд рублей. Наверняка крупный бизнес уже смог конкретизировать определённые условия, пожелания.

- Инвестиционные проекты компаний (даже те, которые сейчас показаны) - это не 500 с хвостиком миллиардов, о которых речь шла вначале, а 6 трлн рублей. Но эти проекты по целому ряду причин не реализуются. И они в большей степени не связаны с отсутствием финансовой поддержки со стороны государства.

Речь идёт о том, что некоторые разрешительные процедуры мешают начать реализовывать проект: где-то непонятно обеспечение инфраструктуры, где-то нет уверенности в том, что регуляторные и налоговые условия в период реализации проекта не ухудшатся. В этом смысле компании хотели бы иметь гарантии, что на период реализации проекта принципиального ухудшения не будет. Это то, что раньше называли в законодательстве дедушкиной оговоркой, но она относилась только к иностранным инвесторам.

Но мы считаем, что в этом плане российский инвестор не должен дискриминироваться. И эта дедушкина, или стабилизационная, оговорка на период инвестиционного проекта может простимулировать компании к вложениям.

- О какие стимулах может идти речь?

- Речь идёт о финансовой поддержке, например субсидировании процентной ставки. Но надо чётко проследить, чтобы эта поддержка не выделялась по принципу «кто первый встал в очередь, у того и господдержка». Важно выработать конкурентные условия для доступа к этим ресурсам.

- Вы сейчас озвучили сумму 6 триллионов рублей. Это уже определённый уровень или объём инвестиций может измениться? Существует ли лимит?

 - Я не исключаю, что эта цифра (6 трлн. - RT) может стать и 30 трлн рублей, но речь идёт о проектах, которые могут быть реализованы только при определённых условиях.

Что это за условия и как их обеспечить, это предмет диалога бизнеса и власти. Сам отбор проектов, оценка их финансовых и прочих составляющих (технологической, ценового аудита) - это в случае оказания господдержки уже работа специальных институтов. Например, речь может идти и о Внешэкономбанке, других институтах развития или частных инвестиционных банках.

При этом речь не идёт о выработке нового механизма господдержки. Дай бог воспользоваться теми, что есть. Но эффективность применения тех или иных преференций и льгот должна быть существенно повышена.

- Вы говорите о возврате к старой налоговой практике или РСПП вырабатывает новые предложения?

- В России сейчас для бизнеса предусмотрены сотни налоговых и других льгот, но большая часть из них не работает. РСПП уже многие годы говорит, что надо отменить большую часть льгот и оставить те, которыми может воспользоваться любой инвестор. Например, до 2002 года существовала такая льгота: при 35%-ном налоге на прибыль инвестируемая часть от прибыли на 50% освобождалась от налогов. В итоге для реально инвестирующих компаний налог на прибыль составлял 17 с небольшим процентов. Сейчас нужна такого типа льгота, которая не требует сложного администрирования и которой могут воспользоваться любые инвесторы. Поэтому мы с правительством, может быть, будем думать не только о проектах, но и об эффективных методах их реализации.

RT