«Четко установленная кадастровая стоимость позволяет прогнозировать налоговые сборы на годы вперед»

Выступление Олега Мазунова, министра имуществнных отношений Мурманской области, на IX Мурманской областной налоговой конференции.

В обществе как никогда активизировалась дискуссия по вопросам государственной кадастровой оценки, что в первую очередь связано с необходимостью уплаты гражданами и организациями различных видов налогов.

Государственная кадастровая оценка является составляющей частью государственного кадастра недвижимости. По своей сути кадастр недвижимости – это структурированный реестр всех объектов недвижимого имущества, в том числе и земельных участков, содержащий в себе как кадастровую стоимость, так и подробное описание, подтвержденное сопроводительной документацией. Наличие такой централизованной и всеобъемлющей базы данных позволяет не только избежать множества нарушений в земельно-правовых отношениях, но и отслеживать тенденции целевого использования земли и объектов капитального строительства.

Четко установленная кадастровая стоимость позволяет не только максимально точно рассчитать налог, но и осуществить прогнозирование налоговых сборов на годы вперед.

Под государственной кадастровой оценкой понимается целая совокупность действий, начиная с принятия решения о ее проведении и заканчивая внесением результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

При этом необходимо понимать, что кадастровая стоимость объекта недвижимости – это не всегда статичная величина, замирающая на период от одной оценки до следующей. Она может быть оспорена и установлена в размере рыночной стоимости, а может быть пересчитана вследствие изменения физических характеристик объекта недвижимости.

Кроме того, законом определено, что кадастровая стоимость подлежит постоянной актуализации, а именно обязательному пересмотру в рамках проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в пять лет, но не чаще одного раза в три года.

В Мурманской области государственная кадастровая оценка недвижимости проводится с 2011 года.

До настоящего времени основой проводимой работы являлся Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-03 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЭ).

В рамках Закона № 135-Ф3 вся работа по оценке одной или нескольких категорий объектов проводилась независимыми оценщиками, выигравшими конкурс на проведение данной работы, а результаты утверждались постановлением Правительства Мурманской области.

Проверка отчетов об определении кадастровой стоимости осуществлялась саморегулируемыми организациями оценщиков в рамках проведения экспертизы отчетов об оценке. Таким образом, до сегодняшнего дня участие государства в процессе государственной кадастровой оценки было сведено к минимуму.

В июле 2016 года принят Федеральной закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ), полностью меняющий подход к государственному регулированию вопросов кадастровой оценки объектов недвижимости.

Начиная с 01.01.2017 вводится новый порядок кадастровой оценки объектов недвижимости, который действительно делает ее государственной, так как непосредственно осуществляется государственными кадастровыми оценщиками бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации.

Преимущества нового порядка – это наличие на всех этапах проведения оценки одного исполнителя работы, обладающего знаниями специфики ценообразования на рынке недвижимости в своем регионе.

Закон № 237-ФЗ ввел новую смысловую процедурную задачу – это подготовительный этап, проведение которого является самым важным и приоритетным этапом в работе «Имущественной казны Мурманской области», от которого зависят конечные результаты. В результате четкая последовательность действий позволит повысить качество, обеспечить единообразие и прозрачность процедур при определении кадастровой стоимости.

Согласно действующему законодательству, бюджетные учреждения несут полную ответственность за определение кадастровой стоимости. Причиненные при определении кадастровой стоимости убытки, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения. При этом субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения. Поэтому, во избежание предъявления претензий, в полной мере обеспечивается исполнение законодательства и методических указаний о государственной кадастровой оценке.

В целях реализации Закона № 237-ФЗ, полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в Мурманской области наделено государственное областное          бюджетное учреждение «Имущественная казна Мурманской области» (далее – Учреждение). При этом всю организационную работу по проведению кадастровой оценки, вплоть до ее принятия и пересмотра, обеспечивает Министерство имущественных отношений Мурманской области.

В штат Учреждения вошли квалифицированные специалисты с опытом практической деятельности в оценочных организациях и прошедших профессиональную переподготовку в «Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова» по программе «Государственная кадастровая оценка», кроме того, являющихся членами экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков. Численность сотрудников Учреждения на 2018 год, непосредственно задействованных в проведении кадастровой оценки, составляет 12 человек.

Для решения профессиональных задач специалисты Учреждения проводят работу в современных программных комплексах, базах данных, геоинформационных ресурсах (Майкрософт Sql, «Массовая оценка», МапИнфо), совместно с собственными программными инструментами для автоматизации процессов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Исходя из направления политики государства по повышению качества кадастровой оценки объектов недвижимости и непосредственной ответственности субъекта Российской Федерации, хотелось бы отдельно остановиться на самой процедуре кадастровой оценки, а также рассказать про полномочия и функции Министерства и Учреждения при определении кадастровой оценки. Для определения кадастровой стоимости предусматривается поэтапное проведение работ, а именно:

1)  подготовка, которая длится как правило более года, в рамках которой осуществляются мероприятия по сбору и систематизации информации по объектам оценки, изучение и анализ рынка недвижимости оцениваемого сегмента и т. д.

2)  непосредственно проведение оценки и подготовка отчета, его согласование и утверждение.

В 2019 году специалистам Учреждения предстоит определить кадастровую стоимость объектов капитального строительства (свыше 533 ООО объектов), за исключением земельных участков.

Со временем планируется проведение кадастровой оценки в отношении:

– в 2020 году – земельных участков в составе земель населенных пунктов, при этом сбор информации будет начат в 2019 году;

– в 2021 году – земельных участков в составе земель:

1) сельскохозяйственного назначения;

2) промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. При этом уже в 2020 году начнется сбор информации по этим двум категориям земель.

С учетом вышеуказанных планов, в 2022 году будет завершен период перехода на кадастровую стоимость, определенную по Закону № 237-Ф3, а именно проведена кадастровая оценка всех категорий объектов недвижимости на территории Мурманской области.

С 2017 года в рамках подготовительного этапа к государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства, который является важным и приоритетным этапом в работе, осуществляется сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

Учреждение собирает данные об:

1) экономических, социальных, экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объектов недвижимости во всех муниципальных образованиях;

2) рынке недвижимости из открытых источников в сети Интернет, запрашивает и анализирует данные риэлтерских агентств, анализирует информацию о рынке объектов недвижимости, в том числе о сделках (предложениях) на рынке объектов недвижимости, включая информацию о факторах, влияющих на цены и объем сделок (предложений) в отношении более 10 000 объектов. Анализ информации о ценах сделок и предложений проводится для создания базы аналогов для последующей государственной кадастровой оценки недвижимости и формирования объективного мнения о состоянии рынка недвижимости.

В результате обработки перечня объектов капитального строительства, подлежащих государственной кадастровой оценке, выявлено 533 857 уникальных объектов (здания – 61 753 шт., объекты незавершенного строительства – 841 об., сооружения – 23 420 об., помещения – 447 843 об., из которых 406 591 квартиры и 41 252 нежилые помещения).

Проведена работа по установлению недостающих характеристик, необходимых для определения кадастровой стоимости. Для достижения этой цели запрошена информация у органов местного самоуправления, Центре технической инвентаризации и пространственных данных.

В ходе проделанной работы выявлены и дополнены сведения: о привязке (отнесения) помещения к зданию, основной характеристике без которой данные объекты не войдут в перечень объектов оценки – по 42 044 объектам; год постройки – по 4 753 объектам; этажность – по 6 285 объектам; материал стен – по 9 744 объектам. По договорённости с кадастровой палатой в апреле 2018 года данные сведения были внесены в ЕГРН.

В рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена и установлена равной рыночной.

В частности, в 2017 – 2018 годах в соответствии с отчётами об оспаривании кадастровой стоимости, уточнены характеристики более чем по 1 000 объектам недвижимости.

Важно отметить: несмотря на то, что в рамках кадастровой оценки детально анализируются количественные и качественные ценообразующие факторы, влияющие на стоимость, Учреждением дополнены недостающие характеристики объектов недвижимости, возможно расхождение результатов кадастровой и индивидуальной рыночной оценки. В связи с этим законодательством и предусмотрена процедура оспаривания кадастровой стоимости.

На текущую дату оспаривание результатов кадастровой стоимости, определенных независимыми оценщиками в соответствии с Законом № 135- ФЗ, продолжается в комиссии при Управлении Росреестра по Мурманской области.

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки в соответствии с Законом № 237-Ф3, заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости будут рассматриваться на заседаниях комиссии, созданной при Министерстве имущественных отношений Мурманской области. Данная комиссия начнет свою работу уже с 1 января 2019 года.

Основанием для оспаривания кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В комиссию могут обратиться юридические и физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Для повышения качества результатов государственной кадастровой оценки Учреждение, с целью учета всех недостающих сведений, способных существенным образом повлиять на величину кадастровой стоимости, принимает от заинтересованных лиц в установленном законодательством порядке:

1) декларации о характеристиках объектов недвижимости;

2) отчеты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости для уточнения характеристик объектов, использования их при моделировании кадастровой стоимости и(или) установления их кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта.

Предоставление деклараций и отчетов об определении рыночной стоимости носит не обязательный, а скорее справочный характер, для исключения возникновения ошибок, недоразумений и оспаривания результатов государственной кадастровой оценки.

Учитывая все более возрастающий интерес общественности к вопросам касающихся кадастровой оценки, на постоянной основе проводится работа по размещению данной информации в СМИ путем публикации статей в периодических печатных изданиях Мурманской области.

Дополнительно сведения о кадастровой оценке в полной мере отражены, на официальных информационных ресурсах Учреждения:

– http://ikmo51.ru/ – официальный сайт Учреждения;

https://vk.com/ikmo51 – официальная группа в контакте.

Ответы на интересующие вопросы в части кадастровой оценки можно получить следующими способами:

– непосредственно при личном обращении в ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области» по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, каб. 102 (время приема: пн. – чт. с 9:00 до 17:15, пт. с 9:00 до 17:00, перерыв на обед 13:00 – 14:00);

– почтовым отправлением в ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области» по адресу: 183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, каб. 102;

– по телефону: (8152) 56-70-36;

– по e-mail: gobu_ikmo@mail.ru.

Кадастровая оценка – это не просто механизм оценки недвижимости. Это та самая база, по которой определяется налог, который гражданин обязан заплатить в бюджет. Соответственно для гражданина это должна быть честная и справедливая оценка, а для бюджета – уверенность в том, что определенная сумма попадет в бюджет. Ведь исходя из нее планируются те или иные расходы. Но по факту получается так, что проведена кадастровая оценка объектов недвижимости, определен налог, заложены определенные суммы в бюджет, а на следующий год начинаются оспаривания кадастровой стоимости.

В итоге получаем колоссальные потери муниципальных бюджетов. Когда происходит отмена результатов кадастровой оценки, отменяется и масса мероприятий, запланированных в бюджете. Ведь налог на недвижимость – практически единственный надежный источник муниципальных бюджетов.

Новый порядок позволит упорядочить весь процесс определения кадастровой стоимости, сделать его прозрачным и максимально приблизить кадастровую стоимость объектов недвижимости к реальной рыночной.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ