«Регуляторную гильотину» можно рассматривать как один из государственных национальных проектов

16 июля 2020
«Регуляторную гильотину» можно рассматривать как один из государственных национальных проектов

В рамках Недель российского бизнеса прошел форум «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность. Взгляд в будущее».

В формате видеоконференции представители бизнеса и власти обсудили ход реализации механизма «регуляторной гильотины», повышение эффективности взаимодействия предпринимательского сообщества и государства в совершенствовании контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, статус законопроектов о государственном и муниципальном контроле (надзоре), другие вопросы.

Во вступительном слове президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин призвал федеральные органы исполнительной власти, участвующие в реализации реформы контрольно-надзорной деятельности, формировать подзаконные нормативные акты во исполнение рассматриваемых Государственной Думой законопроектов о государственном контроле и об обязательных требованиях совместно с бизнесом.

Реализация механизма «регуляторной гильотины», предусматривающая масштабное обновление обязательных требований с 1 января 2021 года, требует формирования федеральными органами исполнительной власти структуры будущего регулирования и графика подготовки нормативных правовых актов.

На следующей неделе ожидается принятие Госдумой РФ внесенных Правительством РФ законопроектов о государственном контроле и об обязательных требованиях, напомнил Александр Шохин.

«Подготовленные ко второму чтению законопроекты получились в целом сбалансированными, учитывающими интересы различных участников контрольно-надзорной деятельности. Хотя некоторые положения законопроекта о госконтроле все еще беспокоят бизнес-сообщество. В частности, можно отметить: обязательный досудебный порядок обжалования действий контрольно-надзорных органов (вводится с 2023 года); возможность начала контрольно-надзорных мероприятий при выявлении угрозы причинения вреда охраняемым ценностям в ходе профилактических мероприятий; сокращение срока уведомления о проведении выездной плановой проверки с трех дней до двадцати четырех часов. Вызывает также обеспокоенность широкий перечень исключений из-под действия закона», - сказал президент РСПП.

По его словам, в период пандемии Правительство РФ продемонстрировало высокую динамику работы и скоординированность с бизнесом, что может быть перенесено и на реформу контрольной деятельности, актуализацию обязательных требований.

Кроме того, Александр Шохин отметил, что «регуляторную гильотину» по уровню влияния на экономическое развитие можно рассматривать как один из государственных национальных проектов.

По словам председателя Комитета РСПП по разрешительной и контрольной-надзорной деятельности, члена совета директоров УК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» Валерия Казикаева, с января по апрель 2020 года в связи с мораторием Правительства зафиксировано сокращение проверок малого и среднего бизнеса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 38%. «Если сравнивать апрель 2019 года и апрель 2020 года, то сокращение составило все 85%», - отметил он.

«Мы увидели, что от снижения внимания государства к деятельности малого и среднего бизнеса потребители не пострадали. Этот опыт подтверждает возможности компаний самостоятельно и ответственно подходить к исполнению требований государства», - сказал он.

Валерий Казикаев назвал особенностью госконтроля в России его «сверхконцентрацию». Так, из 241 вида госконтроля более 5 тысяч проверок проводятся всего по 20 видам. При этом четверть видов госконтроля вообще не осуществляется. 25% всех проверок проводится в отношении организаций на территории всего шести субъектов Российской Федерации. 75% всех федеральных проверок осуществляются только четырьмя федеральными ведомствами из 48.

Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Алешин кратко очертил итоги работы ведомства за первое полугодие и рассказал о планах на будущий период.

«Исходя из рейтинга наших поднадзорных, мы сейчас завершили работу по выявлению среди этих объектов тех, на которые действительно надо сходить (с проверкой - прим. ред). Мы завершили формирование перечня предприятий, которые необходимо в обязательном порядке проверять, как показала авария на «Норникеле», - сказал Алексей Алешин.

Он уточнил, что к концу первого полугодия произведена приостановка деятельности 931 потенциально опасного объекта.

«В прошлом году к этой дате было на 10% меньше объектов такого рода. Фактически речь идет о предотвращенных авариях и тысячах спасенных жизней. В этом году мы будем более плотно взаимодействовать со службами производственного контроля на предприятиях», - подчеркнул Алексей Алешин.

Председатель Комитета по контролю и Регламенту Госдумы Ольга Севастьянова сообщила о планах вынести на второе и третье чтение Госдумы два законопроекта в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.

«Мы планируем на следующей неделе два наших законопроекта - и "Об обязательных требованиях", и "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" - вынести на второе и третье чтение. То есть следующая неделя - принятие этих законопроектов», - сказала она.

Ольга Севастьянова подчеркнула, что к законопроектам поступило порядка тысячи поправок и предложений, и Госдума, в свою очередь, старалась сделать их рассмотрение максимально открытым и прозрачным.

«В процессе обсуждения серьезно проработали эти законопроекты. Достаточно важные нормы в части защиты бизнеса. К примеру, практически везде мы ввели уполномоченного по защите прав предпринимателей, и федерального, и регионального», - сказала она.

Также на площадке Госдумы до утверждения будет обсуждаться реестр видов контроля. Ольга Севастьянова отметила, что в реформе контрольно-надзорной деятельности есть вопросы, которые требуют доработки.

«Поэтому мы считаем, что с принятием законов нужно взять на системный парламентский контроль работу над их реализацией. Мы готовим два постановления, которые в рамках третьего чтения будут приняты, где как раз основные содержательные подходы, и вопросы этого парламентского контроля, и формат этого контроля будут обозначены», - сказала она.

Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев подчеркнул, что количество проверок за период действия Федерального закона №294-ФЗ в 2010-2019 гг. сократилось почти на 40%. При этом количество субъектов предпринимательской деятельности планомерно росло.

По его словам, число проверок в период пандемии сократилось по естественным для режима самоизоляции причинам, а также благодаря объявленному Правительством РФ мораторию. Сегодня, когда экономика постепенно выходит на свою мощность, за счет действия ограничений деятельность контрольно-надзорных органов еще не набрала полные обороты, активность ведомств составляет коэффициент 0,5 от периода до пандемии.

Количество проверок бизнеса в июне 2020 года сократилось в пять раз в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (103 тыс.) и составило 19,8 тыс, уточнил Алексей Херсонцев. Всего по итогам года из плана проверок будет исключено 200 тысяч мероприятий.

Первый заместитель начальника Главгосэкспертизы России Вадим Андропов огласил итоги работы организации в 2019 году. Было выдано 6247 заключений проверок проектно-сметной документации, 26% проектов содержали технические решения, которые могли стать причиной аварийной ситуации.

«Мы сейчас находимся на стадии формирования цифровой платформы, фактически мы уходим в виртуальную среду, часть наших сотрудников работает удаленно. При этом количество выданных заключений резко возросло. В будущем мы должны выработать систему, когда ошибки не будут допускаться проектировщиками», - сказал Вадим Андропов.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков сообщил, что перед министерством стоит задача убрать процедуру повторной экспертизы, не поступаясь требованиями безопасности. Для этого вводится проектное и экспертное сопровождение, которые позволяют решать те же вопросы, что и повторная экспертиза, не останавливая процесс.

«Это такое «растворение», которое устраняет повторную экспертизу как процедуру с административной точки зрения. Большинство процедур, которые занимают 5-10 дней, можно подумать об их «растворении»», - сказал Дмитрий Волков, подчеркнув важность принципа «один проект – одна платформа».

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов говорил о конкретных шагах по снижению административной нагрузки на бизнес.

«30 лет антимонопольного правоприменения – это десятки тысяч дел в отношении органов госвласти и местного самоуправления. Каждое из этих дел – это устранение какого-то барьера, отмена избыточного госрегулирования, исключение привилегией и дискриминации кого-то на рынке. В рамках пятого антимонопольного пакета мы хотим сделать существенный шаг в сторону смарт-регулирования, которое облегчит жизнь бизнеса, переведет его в цифровую плоскость», - сказал Андрей Цыганов.

Он отметил тенденцию к постепенному выравниванию рынков и усилению конкуренции на них.

«Текущий уровень административной нагрузки со стороны ФАС почти на полбалла (по пятибалльной системе) ниже прочих видов нагрузки по ряду других ведомств. За последние четыре года 20 разъяснений ФАС направлены и опубликованы по самым животрепещущим вопросам применения российского антимонопольного законодательства», - подчеркнул Андрей Цыганов.

Управляющий партнер юридической фирмы Vegas Lex Александр Ситников говорил о том, как облегчить жизнь предпринимателей вне рамок применения «регуляторной гильотины».

«Одной из ключевых инициатив является организация антикоррупционного рейтинга российского бизнеса РСПП. Это метод так называемого мягкого контроля, когда бизнес по собственной инициативе может организовать мероприятия самообследования, самоконтроля. Бизнес должен быть более активно вовлечен в методы самоконтроля. В Антикоррупционном рейтинге примут участие 50 крупнейших компаний, результаты их обследования будут представлены в сентябре 2020 года», - сказал Александр Ситников

В работе форума также приняли участие директор Департамента регуляторной политики и развития законодательства Минюста России Ирина Ульянова, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Валерий Селезнев, советник генерального директора компании «Газпром нефть» Олег Николаенко, президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров, заместитель генерального директора компании «Уралхим» Ринат Гизатулин.

Материалы:

Законопроекты «Об обязательных требованиях в российской федерации» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в российской федерации»

VEGAS LEX - Инструменты защиты интересов топ-менеджмента от необоснованных претензий

РСПП