Предпринимателей поддержат отсутствием локдауна
При второй волне коронавируса малый бизнес ждет преимущественно регуляторная поддержка со стороны государства — повторения финансовых вливаний вроде весенних зарплатных субсидий или списания части арендных платежей сейчас ждать не стоит. Такой вывод можно сделать из вчерашнего выступления первого вице-премьера Андрея Белоусова на мероприятии «Опоры России». Главной мерой сейчас является сама возможность компаний продолжать свою деятельность без локдаунов со стороны властей.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов вчера на совете регионов «Опоры России» подтвердил намерение правительства не вводить в России новые жесткие ограничительные меры и обозначил границы господдержки малого бизнеса на нынешнем этапе — она будет применяться в пределах общенационального плана восстановления экономики.
Напомним, этот план представляет набор уже запущенных антикризисных и только запланированных восстановительных мер, срок его действия — до 2024. Применительно к малому бизнесу в нем в том числе речь идет о модернизации налоговых режимов, о расширении льготного кредитования и о масштабном дерегулировании (цифровизация взаимодействия государства и бизнеса, реформа контрольно-надзорной деятельности, пролонгация моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)).
Финансовой господдержки малому бизнесу во время второй волны эпидемии ждать не стоит — такой как весенние зарплатные субсидий, налоговые льготы или списание части арендных платежей.
Своеобразной мерой поддержки от властей этой осенью станет сама возможность компаний продолжать работу. Впрочем, как пояснил господин Белоусов, во многом ситуация здесь будет зависеть от самих предпринимателей. «Президент вчера сказал, что мы не планируем, хочу обратить на это внимание, не планируем введение фронтальных, общефедеральных ограничений. Но мы видим, что сейчас происходит в Европе — там локдауны возникают один за другим, потому что они не могут с этой волной справиться. А справимся или нет — это во многом в наших руках, и в ваших руках прежде всего»,— обратился первый вице-премьер к предпринимателям. Он призвал деловые объединения организовать мониторинг за соблюдением бизнесом норм санитарно-эпидемиологического надзора.
Глава «Опоры России» Александр Калинин этот призыв поддержал: «Хотя власти не планируют общего локдауна, в ряде регионов в ответ на рост заболеваемости вводятся точечные ограничения, причем в наиболее критических сферах — торговли и услуг. В них и сосредоточен малый бизнес, поэтому мы в первую очередь заинтересованы в соблюдении требований эпидемиологической безопасности». «Опора России» уже приняла резолюцию о социально ответственной организации бизнеса в период эпидемии, в планах — проведение соответствующей информационной кампании.
Отметим, что в целом стратегия правительства по поддержке малого бизнеса соответствует рекомендациям международных финансовых институтов.
Ранее МВФ и Всемирный банк указали на неэффективность массированной финансовой поддержки МСП. Средства при таком способе помощи получают те, кто в ней не нуждаются,— устойчивые компании и субъекты МСП, которые были на грани закрытия и до COVID-19. Поскольку организация эффективной господдержки зачастую затруднена из-за недостатка информации о получателях, эксперты рекомендуют сконцентрировать ее на перспективных компаниях уже на восстановительном этапе.
Выбранный властями подход к определению пострадавших компаний по отраслевому признаку может быть также подвергнут критике: в частности, данные Росстата о промпроизводстве указывают, что многие из таких «наиболее пострадавших» от «коронакризиса» компаний к таковым не относятся и они, напротив, даже увеличили объемы производства.
Впрочем, такие результаты могли стать и следствием правительственных мер, оценить их эффект пока не представляется возможным. Однако со следующего года для сектора МСП такая опция может появиться — правительство готовится запустить цифровой реестр получателей господдержки, который позволит проанализировать ее объем и эффективность. «Мы наконец-то сможем перейти к приоритезации мер поддержки: сосредоточить их там, где в них наибольшая нужда и где они дают максимальную отдачу», — пояснил вчера Андрей Белоусов.
Коммерсантъ