Индекс деловой среды упал до десятилетнего минимума
Индекс деловой среды, замеряемый в ходе опроса крупнейших компаний, в марте опустился ниже, чем в периоды спадов 2014–2015 годов и в начале пандемии. Это свидетельство начала нового кризиса в российской экономике, считают в РСПП
Индекс деловой среды Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в марте снизился до минимального значения за десять лет — он составил 32 пункта, опустившись по сравнению с февралем почти на 15 единиц (минус 32%), следует из аналитических материалов бизнес-объединения, с которыми ознакомился РБК. Новое значение индекса — минимальное за весь период его составления по актуальной методологии, уточнили в РСПП.
Во время спада 2014–2015 годов показатель не опускался ниже 34,1 пункта. В апреле 2020 года, на пике ковидного шока, индекс РСПП упал до 34,3 пункта (минус 21% к предыдущему месяцу).
«Результаты опроса компаний — членов РСПП свидетельствуют о начале нового кризиса в экономике», — говорится в документе. Опрос проведен после начала военной операции на Украине и последовавших жестких западных санкций.
Индекс РСПП основывается на субъективной оценке представителями бизнеса предпринимательской деятельности и экономической ситуации в целом, в нем не используется официальная макроэкономическая статистика. Анкетирование проводится среди всех компаний — членов РСПП, в нем принимают участие в основном представители крупного промышленного бизнеса. Индекс рассчитывается как оценка накопленных изменений за месяц по шкале «ситуация сильно ухудшилась — не изменилась — сильно улучшилась». Пограничное значение — 50 пунктов (без изменений).
Индекс личных оценок делового климата со стороны представителей РСПП (отражает субъективные оценки предпринимателей) показал еще более радикальное снижение: он сократился на 34,1 пункта — до 10,4. Около 30% респондентов заявили, что ситуация ухудшилась существенно, 37,4% остановились на более мягкой формулировке «состояние делового климата за месяц ухудшилось». Чуть более четверти участников опроса выбрали ответ «ничего не изменилось», и только 4,4% компаний поставили положительную оценку.
Результаты опроса РСПП расходятся с ранее опубликованными Росстатом оценками деловой активности в промышленности за март, которые зафиксировали снижение предпринимательской уверенности в добыче и обработке — до плюс 0,5% и минус 2,6% соответственно. При этом большинство организаций заявили о благоприятной или удовлетворительной экономической ситуации. РБК направил запрос в Минэкономразвития.
Какие негативные факторы видит крупный бизнес
Основные изменения, которые зафиксировали представители РСПП в марте, таковы.
• Высокая инфляция. О росте закупочных цен заявили 88% респондентов, причем две трети из общего числа опрошенных остановились на ответе «цены выросли за месяц существенно». В ответ на давление рынка компании были вынуждены поднимать цены продаж, констатируют в РСПП. По последним данным, на конец марта годовая инфляция разогналась до 15,6%.
• Сокращение спроса. Новых заказов стало меньше у пятой части опрошенных предприятий. До этого, по крайней мере в 2021 году, доля такого ответа не превышала 15%. В результате показатель «количество новых заказов» потерял 9,2 пункта по сравнению с февралем.
• Сложности с выполнением контрактных обязательств. Компаниям стало труднее выдерживать сроки выполнения заказов — значение тематического индикатора за март упало на 8 пунктов по сравнению с февралем. Треть участников опроса сообщили, что выросло количество просроченных обязательств со стороны контрагентов. А почти 14% заявили, что им пришлось дополнительно увеличить сроки выплат по контрактам партнеров.
• Логистические проблемы. Бизнес резко ухудшил оценки среднего времени доставки продукции и сферы логистики в целом — о негативной динамике заявили 42,6% респондентов. Соответствующие индикаторы рухнули на 12,5 и 15,6 пункта.
• Ухудшение отношений с иностранными партнерами. Об этом сообщили около 45% участников опроса.
• Ухудшение отношений с банками и финансовыми институтами. О негативной динамике заявила четверть крупного бизнеса, в то время как в прошлый отчетный период с этим готовы были согласиться менее 10% компаний.
• Негативная ситуация на валютном и финансовом рынках. Почти половина участников опроса отметили, что состояние валютных рынков изменилось к худшему, подавляющее большинство из них выбрали резко негативный ответ. Примерно та же картина актуальна и в случае оценки динамики на фондовом рынке. В результате тематические индикаторы сократились на 24,6 и 19,3 пункта.
• Ухудшение финансового положения. О негативных трендах финансового состояния компаний заявили более трети организаций: большинство из них указали, что «за месяц ситуация несколько ухудшилась». Но у большинства фирм еще остался запас прочности, указывают в РСПП.
Опрос также показал небольшой рост оценки бизнесом отношений с органами власти: соответствующий индикатор вырос на 1,7 пункта. Но большинство респондентов (около 95%) не видят никаких изменений в своих отношениях с властью, говорится в документе.
Почти не изменилась и кадровая политика компаний. Организации стали несколько реже нанимать сотрудников, однако по другим параметрам — частоте применения мер по сокращению рабочего времени, доле организаций, решивших уволить часть персонала, — изменений относительно февраля зафиксировано не было. К таким мерам прибегала только десятая часть опрошенных фирм.
РБК