Доходность санкций: выручка среднего и крупного бизнеса РФ выросла на 19%
Выручка среднего и крупного бизнеса в марте–июне 2022 года, несмотря на санкции, выросла на 19% в годовом выражении и составила 77,8 трлн рублей, говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой фирмы FinExpertiza. Наибольший прирост — 59%, произошел в нефтегазовом секторе. Доходы в несырьевом бизнесе увеличилась на 10,6%. Год назад выручка крупного и среднего бизнеса в марте–июне увеличивалась быстрее — на 42,9%. Эксперты объясняют замедление темпов роста эффектом высокой базы 2021-го после ковида и локдаунов.
Нефтегаз всему голова
В 2021 году был галопирующий рост выручки после ковида, объяснил директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, так происходило по всему миру за счет низкой базы 2020 года. А в 2022 году сказался фактор санкционного давления: отсутствие оборудования, комплектующих.
— В июне автопром упал на 80% и металлургия почти обнулилась под внешним давлением, — подчеркнул эксперт.
Наибольший прирост выручки среднего и крупного бизнеса произошел в Санкт-Петербурге — на 140%, до 9,3 трлн рублей. Основной вклад обеспечили оптовая торговля природным газом (+4,6 трлн рублей) и производство нефтепродуктов (+707 млрд рублей). Столь существенный рост по сравнению с прошлым годом связан с «переездом» «Газпрома» в Северную столицу и увеличением доходов газовой монополии на фоне позитивной ценовой конъюнктуры.
На втором месте оказалась Кемеровская область, где бизнес нарастил выручку на 54,4%, до 1,9 трлн рублей. Драйверами выступили угледобывающая отрасль (+428,8 млрд рублей) и торговля твердым топливом (+105 млрд рублей). При этом значительные потери понесли торговцы вторсырьем и ломом (–39,9 млрд рублей), а также держатели складов (–24,9 млрд рублей).
«Угольщиков Кузбасса в ближайшем будущем может ждать серьезное падение доходов — в августе Евросоюз ввел запрет на покупку и транзит российского угля и прочих твердых ископаемых видов топлива», говорится в исследовании.
Также в пятерку регионов-лидеров по росту выручки вошли Якутия (+53,3%), Ямало-Ненецкий автономный округ (+51,8%) и Бурятия (+48,9%). В этих субъектах основное увеличение пришлось на добычу нефти, угля, природного газа, а также производство транспортных средств и оборудования для авиации, железной дороги.
— Доля и роль нефтегазового сектора в российской экономике в 2022 году существенно увеличилась. Именно благодаря нефтегазовым доходам экономическая ситуация в России остается относительно стабильной, несмотря на жесткий санкционный прессинг со стороны западных стран. Однако денежные поступления от нефти и газа уже начали сокращаться. Сейчас российская промышленность начала непростой процесс трансформации. От того, насколько успешно бизнес сможет реализовать структурную перестройку, будет зависеть общее состояние экономики уже в ближайшие месяцы, — отметила президент FinExpertiza Елена Трубникова.
«Известия» направили запрос в Минэкономразвития о росте выручки отраслей экономики в первой половине 2022 года.
На фоне ковида и инфляции
Лидером по росту выручки стала добыча полезных ископаемых. Показатель увеличился на 43,3%, до 10,9 трлн рублей. На это повлияло удорожание углеводородов, указывается в исследовании.
«Внутри этой макроотрасли угледобывающие предприятия до вступления в силу европейского эмбарго на российское твердое топливо смогли нарастить входящие финансовые потоки в два раза, нефтегазовые предприятия — на 41,1%, а вот у металлодобытчиков выручка, напротив, снизилась на 4,4%», говорится в документе.
На втором месте по росту выручки сфера оптовой и розничной торговли — общие обороты по отрасли выросли на 21,3%, до 27,9 трлн рублей. На третьем месте предприятия строительной отрасли, которые за санкционный период смогли увеличить денежные поступления на 20,3%, до 1,6 трлн.
Лишь в двух отраслях за март-июнь произошло падение выручки — у гостинично-ресторанного бизнеса обороты снизились на 5,6%, до 268,5 млрд рублей, а в сфере культуры, спорта и развлечений выручка уменьшилась на 9,4%, до 137,2 млрд рублей.
Показатели роста сырьевых секторов в марте–июне 2021 года основываются на сравнении с пиком коронакризиса того же периода 2020-го, указал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Тогда спрос на нефть упал на 20–30%, цена газа рухнула со $100 до $30, и спрос на российский газ и нефть как на внешних, так на внутренних рынках также упал. В этот период было всё настолько плохо, что в дальнейшем любые показатели показали бы рост. На рост выручки секторов нефти и газа повлияло увеличение цен, даже с учетом курсовых разниц. Но негативных тенденций для наших компаний было больше, и сам факт, что они продемонстрировали хорошие результаты, говорит о том, что им удалось преодолеть эти сложности, — считает эксперт.
В первую очередь на рост выручки повлияла инфляция: за счет увеличения цен компании больше заработали, пояснил профессор кафедры математических методов в экономике РЭУ имени Г.В. Плеханова Никита Моисеев. По его словам, импортозамещение на внутреннем рынке позволило компаниям занять освободившиеся ниши, за счет чего внутренний спрос обеспечил рост выручки корпоративного сектора. Часть денег, уходивших иностранным компаниям, теперь получает российский бизнес, констатировал эксперт.