От Элизы к Алисе: как искусственный интеллект помогает в рабочих процессах

12 ноября 2024

На сегодняшний день очевидно, что дальнейшее развитие любого крупного предприятия возможно только с применением цифровых технологий. В рамках прошедшей третьей региональной научно-технической конференции «Арктика — территория цифровизации» предприятия региона поделились своим опытом внедрения цифровых решений, включая нейросети, как в производственные, так и рутинные офисные процессы.

Начальник отдела развития производственной системы Росатома Кольской АЭС Анатолий Малышев рассказал об успехах развития цифровых технологий в производственных процессах. На Кольской АЭС на сегодняшний день внедрены собственные IT-решения, причем сделаны они на российском программном обеспечении либо написаны специалистами предприятия. С помощью цифровых технологий уже оптимизированы ремонтное направление, документооборот, сфера охраны труда, сфера радиационной безопасности и др. На предприятии появились электронные уголки безопасности, цифровое удостоверение, аппараты для выдачи средств индивидуальной защиты. Последние позволили сократить количество потребляемых СИЗ на 30%.

Особое внимание было уделено системе машинного зрения, которая в режиме реального времени осуществляет проверку ношения персоналом СИЗ, фиксирует оставленные в помещении предметы, задымления и возгорания.

«Благодаря ее применению количество нарушений правил безопасности среди персонала удалось заметно снизить, – подчеркнул Анатолий Малышев. – Стоит отметить, что Кольская АЭС выступила пилотной площадкой для реализации данной системы, которая теперь активно используется на других атомных электростанциях». 

Кроме того, специалистами Кольской АЭС разработаны и внедрены в работу элементы робототехники в те процессы, которыми раньше занимался человек.

Перед каждой организацией стоят собственные задачи, для которых необходимы собственные решения. Для компании «Ростелеком» одним из направлений развития является внедрение искусственного интеллекта в работу сотрудников.

Сегодня искусственный интеллект используется во многих сферах жизни от медицины до образования, от управления финансами до производства. Он помогает оптимизировать процессы, ускорять решение проблем и повышать эффективность работы.

Искусственным интеллектом начали заниматься еще в 50-х годах, когда ученые впервые стали задумываться о создании машин, способных самостоятельно принимать решения. В 1966 году Джозеф Вейценбаум из Массачусетского технологического института разработал программу «Элиза», которая стала первой программой, способной вести простые текстовые беседы с пользователями. Спустя десятилетия «Элиза» была признана первым чат-ботом.

В настоящий момент нейросети решают сотни задач. Так, в компании «Ростелеком» искусственный интеллект помогает сотрудникам в работе над рутинными процессами, такими как подготовка докладов, протоколов, создание стенограммы видеоконференций, создание презентаций и др. Для этого в компании был внедрен «Нейрошлюз» – внутренний портал для сотрудников, на котором собраны и работают популярные нейросети, работу с которыми можно осуществлять в режиме единого рабочего пространства.

Юлия Бондарович, заместитель директора Мурманского филиала ПАО «Ростелеком» - директор по работе с корпоративным и государственным сегментами: «Первая задача, которую мы уже реализовали в «Ростелекоме», – дать базовые инструменты искусственного интеллекта всем сотрудникам компании. Следующий шаг в стратегии развития персонала – появление цифрового помощника, а в перспективе – и цифрового сотрудника, когда искусственный интеллект будет самостоятельно решать задачи по определенному процессу».

Обсуждая повсеместное использование искусственного интеллекта, участники неизбежно выходили на вопрос, стоит ли опасаться того, что нейросети заменят человека в рабочих процессах. Однако, в ходе дискуссии сошлись во мнении, что это невозможно, поскольку для того, чтобы быть конкурентоспособным в работе, надо решать задачи, которые никто не решал. А задач, которые никто не решал, нет в базе ИИ.

Юлия Бондарович: «Искусственный интеллект решает стандартные задачи, а человек – новые. Поэтому человека нельзя заменить. Нейросети будут лишь помогать выполнять рутинную работу, освобождая человеку время для решения более интеллектуальных и творческих задач».

Пресс-центр СПП МО