«Инвестициям вместо штрафов» дали дорогу
Белый дом утвердил порядок заключения соглашений о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований — это новый механизм контрольно-надзорной политики, также известный как «инвестиции вместо штрафов». Ходатайствовать об их применении организации смогут по нарушениям, обнаруженным с 1 июня 2025 года и не представляющим непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. Бизнес в целом поддерживает инициативу, однако опасается, что трех лет — предельного срока соглашений — может не хватить, если для реализации договоренности требуются значительные временные и материальные затраты.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства о порядке заключения соглашений «инвестиции вместо штрафов» между контрольно-надзорными органами и бюджетными и частными организациями. Механизм предполагает, что компании, не имеющие возможности исправить выявленные при контроле нарушения в срок, смогут договориться о более долгосрочной инвестпрограмме по их устранению в обмен на отказ госорганов от применения к ним в этот период санкций. Ходатайствовать о его применении организации смогут по нарушениям, выявленным с 1 июня 2025 года и не создающим непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. Срок таких соглашений не должен превышать трех лет.
Заключение соглашений будет возможно для восьми видов госконтроля — это промышленная безопасность, энергетический надзор, безопасность гидротехнических сооружений, горный надзор, экологический, геологический и земельный контроль, лицензионный контроль производства лекарственных средств.
При этом проект постановления, разработанный Минэкономики, включал список из 11 видов надзора. Из финальной версии исключены пожарный, санитарно-эпидемиологический контроль и контроль за соблюдением трудового законодательства. Преждевременно внедрять абсолютно новый инструмент взаимодействия контролируемого лица с контрольным органом сразу в наиболее массовые виды контроля (надзора), пояснили “Ъ” в секретариате курирующего контрольно-надзорную сферу вице-премьера и главы аппарата Белого дома Дмитрия Григоренко.
Рассматривать ходатайства от организаций будут только по тем видам надзора, где контролируемыми лицами являются преимущественно организации, имеющие стратегическое или высокое социально-экономическое значение, отмечают в аппарате господина Григоренко.
Напомним, инициатива нацелена на минимизацию рисков социальной нестабильности, если проверки будут угрожать остановкой предприятий, а также на предотвращение не имеющей регуляторного смысла уплаты штрафов из бюджета в бюджет госорганизациями — такая практика лишь дополнительно снижает их ресурсы для исправления недостатков. Для заключения соглашения организация должна разработать проект программы устранения нарушений и документально подтвердить необходимость существенных временных и материальных затрат. Во избежание коррупционных рисков подписанный документ необходимо согласовать с прокуратурой.
«РСПП в целом поддерживает принятие постановления. Внедрение соглашений позволит компаниям определить с участием контролирующего органа реалистичные сроки и условия инвестирования в повышение уровня безопасности, а также снизит риски недостатка оборотных средств, роста долговой нагрузки и закрытия бизнеса в результате чрезмерных штрафов»,— заявил “Ъ” статс-секретарь, вице-президент союза Александр Варварин. В целом документ охватывает большинство подконтрольных субъектов, которым может понадобиться применение соглашения, говорит он. Вместе с тем обеспокоенность вызывает трехлетний срок исполнения соглашения, отмечает эксперт. Его может не хватить, если для реализации соглашения требуются значительные временные и материальные затраты на возможное строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, приобретение уникального оборудования, поясняет он. РСПП будет следить за реализацией механизма и при необходимости предлагать меры по его совершенствованию.
В экспертном центре «Деловой России» по контрольно-надзорной деятельности отмечают, что постановление — еще один важный инструмент, который появился у бизнеса при взаимодействии с госорганами. Исключение трех видов надзора из итоговой редакции документа эксперты связывают с непосредственным риском причинения вреда жизни и здоровью человека в этих сферах. «Тем не менее восемь видов контроля-надзора охватывают подавляющее большинство крупных предприятий»,— подчеркивают в «Деловой России». Эксперты не сомневаются в том, что механизм получит дальнейшее развитие исходя из положительного или отрицательного опыта его реализации в ходе правоприменения.
Коммерсантъ