Соглашение 2005-2008 гг.
С О Г Л А Ш Е Н И Е
между Мурманским областным советом профсоюзов, Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области и Правительством Мурманской области на 2006-2008 годы
Договаривающиеся стороны:
Мурманский областной совет профсоюзов (далее – «Профсоюзы»), Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области (далее – «Работодатели») и Правительство Мурманской области (далее – «Правительство»), именуемые в дальнейшем «сторонами», заключили настоящее соглашение, определяющее позиции по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на областном уровне в 2006-2008 годах и совместные действия сторон по их реализации. Стороны в числе приоритетных целей Соглашения ставят проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, социальную и правовую защиту, повышение качества жизни работников и их семей на основе развития экономики Мурманской области. Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать в пределах своих полномочий обязательства и договоренности, определенные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы. Стороны также считают, что формирование областного бюджета и планов развития организаций на 2006-2008 годы должно осуществляться с учетом финансирования обязательств, принятых настоящим соглашением.
I. В области экономической политики.
1.1. Стороны:
1.1.1. Считают в предстоящий период необходимыми следующие направления экономической политики: – создание условий для развития отраслей хозяйственного комплекса Мурманской области; – совершенствование качества управления; – поддержку малого предпринимательства; – развитие научно-технической и инновационной деятельности; – реализацию приоритетных направлений экономической политики; – заключение соглашений с градообразующими предприятиями Мурманской области, регулирующих их взаимоотношения с Правительством Мурманской области и органами местного самоуправления; – развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с федеральными округами и субъектами Российской Федерации.
1.1.2. Для реализации избранных направлений экономической политики намерены: – проводить взаимные консультации при составлении прогнозов и программ социально-экономического развития области, по вопросам бюджетной и налоговой политики; – осуществить меры по защите интересов региональных товаропроизводителей и предпринимательства, информировать общественность о результатах работы в этом направлении; – содействовать проведению активной инновационной и научно-технической политики с целью привлечения инвестиций в экономику области.
1.2. Правительство:
1.2.1.Содействует реализации инвестиционных проектов развития горнопромышленного и металлургического комплексов, в том числе строительства КАЗ-2, предприятий по переработке титановых и хромитовых руд.
1.2.2. Осуществляет контроль выполнения поручений Правительства Российской Федерации: – по развитию Мурманского транспортного узла, перспективам и проблемам развития ледокольного флота России; – по освоению сырьевых углеводородных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.
1.2.3. Осуществляет государственное регулирование рынка транспортных услуг на территории области в условиях проводимой «монетизации» льгот на транспорте.
1.2.4. Обеспечивает реализацию региональной целевой программы «Совершенствование бюджетного процесса, территориального планирования и управления в Мурманской области на 2005-2007 годы».
1.2.5. Разрабатывает систему комплексного управления Мурманской прибрежной зоной.
1.2.6. Обеспечивает выполнение мероприятий региональной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Мурманской области» на 2004-2008 годы, в том числе: – создание системы микрокредитования за счет привлечения банковских кредитов, создания потребительских кредитных кооперативов и субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства; – создание областного бизнес – инкубатора в г. Апатиты; – применение специальных налоговых режимов, стимулирующих развитие предпринимательства.
1.2.7. Обеспечивает создание региональной инновационной инфраструктуры, в том числе: – центров трансфера технологий в городах Апатиты и Мурманске; – развитие технопарка в г. Апатиты; – регионального фонда развития науки и инноваций.
1.2.8. Обеспечивает проведение анализа состояния экономики Мурманской области и ее соответствия параметрам Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, внесения корректив и дополнений в Стратегию с учетом результатов работы и изменившихся условий функционирования региональной экономики.
1.2.9. Организует проведение мониторинга Программы социально-экономического развития Мурманской области на период 2004-2008 годы.
1.2.10. Осуществляет контроль выполнения Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Мурманской области и ОАО «Кольская ГМК», ОАО «Апатит», ЗАО «МХК» «ЕвроХим», ОАО «Олкон», ОАО «Российский железные дороги».
1.2.11. Содействует развитию и укреплению международного экономического сотрудничества, направленного на повышение конкурентоспособности российских товаров на зарубежных рынках.
1.2.12. Оказывает поддержку береговым рыбоперерабатывающим предприятиям посредством финансирования из регионального бюджета ведомственной целевой программы «Развитие береговой рыбопереработки в Мурманской области на 2006-2008 годы».
1.2.13. Обеспечивает дальнейшую реализацию региональных целевых программ: – «Развитие прибрежного рыболовства, аквакультуры и внутренних водоемов Мурманской области на 2004-2008 годы»; – «Восстановление плодородия сельскохозяйственных земель в Терском районе Мурманской области на 2005-2006 годы»; – «Авиационная охрана от пожаров оленьих пастбищ Мурманской области»; – «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Мурманской области на 2006-2008 годы».
1.2.14. Оказывает поддержку и содействие организациям рыбохозяйственного комплекса Мурманской области путем совершенствования нормативно-правовой базы по управлению водными биологическими ресурсами прибрежной зоны Баренцева и Белого морей, внутренних водоемов Мурманской области.
1.2.15. В целях упорядочения учета выгрузки выловленной рыбы в портопунктах разработает «Положение о пунктах доставки водных биологических ресурсов прибрежного рыболовства на территории Мурманской области».
1.2.16. Осуществляет эффективное функционирование агропромышленного комплекса Мурманской области на основе реализации мер, направленных на экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов в области технического и технологического перевооружения за счет средств регионального бюджета.
1.2.17. При формировании областных бюджетов и определении уровня государственной поддержки сельского хозяйства учитывает диспаритет цен на потребляемые селом ресурсы и уровень инфляции на финансовом рынке.
1.3. Профсоюзы:
1.3.1. Развивают конструктивные отношения областных профсоюзных организаций с исполнительными органами государственной власти Мурманской области, органами местного самоуправления по вопросам социального развития, совместной разработки и реализации социальных программ, в том числе и программ поддержки работников при реструктуризации и реорганизации организаций.
1.4. Работодатели:
1.4.1. Исходя из принципов социальной ответственности работодателей и работников, стимулируют участие работников в реализации мероприятий социально-экономического развития организаций, предусмотренных коллективными договорами.
1.4.2. При формировании органов управления организаций всех форм собственности включают в их состав представителей действующих первичных организаций профсоюза.
1.4.3. Вносят предложения, участвуют в разработке и принимают меры по реализации различных региональных и целевых программ развития приоритетных отраслей экономики (организаций).
1.4.4. Оказывают методическую и консультационную помощь в целях поддержки развития малого и среднего бизнеса во всех видах экономической деятельности.
1.4.5. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства, распространения опыта работы лучших субъектов малого предпринимательства области ежегодно проводят областной конкурс «Предприниматель года».
II. В области доходов, заработной платы и уровня жизни населения.
2.1. Стороны:
2.1.1. Проводят согласованную политику по обеспечению роста реального содержания заработной платы, превращения ее в основной и надежный источник доходов для обеспечения достойной жизни работнику и его семье. 2.1.2. Содействуют равной ответственности работодателя перед работниками по своевременной выплате заработной платы и перед государством по налогам и другим обязательным платежам.
2.1.3. Принимают действенные меры по возврату долгов по заработной плате и своевременной выплате текущей заработной платы во всех организациях независимо от формы собственности и источников финансирования.
2.1.4. Способствуют усилению роли договорного регулирования оплаты труда на всех уровнях социального партнерства и повышению ответственности сторон за невыполнение принятых на себя обязательств.
2.1.5. При переговорах по различным элементам социальной политики ориентируются на обеспечение в семьях среднедушевого дохода не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного на территории Мурманской области.
2.1.6. Рассматривают не реже двух раз в год на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений положение дел по восстановлению реального содержания доходов и изменению уровня жизни групп населения с наименьшими доходами.
2.1.7. Всесторонне содействуют обеспечению государственных гарантий населению Мурманской области, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", законами и нормативными правовыми актами Мурманской области.
2.1.8. Публикуют в средствах массовой информации сведения о руководителях организаций, не выполняющих своих обязательств по заработной плате перед работниками.
2.1.9. Организуют совместно с профсоюзными комитетами организаций трудовые соревнования, конкурсы профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии».
2.2. Правительство:
2.2.1. Реформирование систем оплаты труда работников государственных областных учреждений Мурманской области осуществляет с учетом ежегодных Единых рекомендаций по системе оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, разрабатываемых Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
2.2.2. Приступит к разработке отраслевых систем оплаты труда работников государственных областных учреждений бюджетной сферы. Проводит консультации в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при разработке проектов законов Мурманской области, регулирующих оплату труда работников государственных областных учреждений Мурманской области бюджетной сферы.
2.2.3. Осуществляет ежемесячно мониторинг показателей уровня жизни населения Мурманской области (денежные доходы, заработная плата, пенсии, пособия, прожиточный минимум, уровень бедности и др.). Реализует меры по достижению в 2008 году: – повышения реальных денежных доходов населения в 1.1 раза (к уровню 2004 года); – снижения удельного веса «бедного» населения (с доходами ниже величины прожиточного минимума) до 12-14% от общей численности населения.
2.2.4. С целью соблюдения трудовых прав работников совершенствует деятельность межведомственной комиссии по контролю за своевременной выплатой заработной платы.
2.3. Профсоюзы:
2.3.1. Принимают участие в работе над законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам оплаты труда и уровня жизни населения.
2.3.2. Проводят учебу профсоюзного актива по вопросам контроля за соблюдением трудового законодательства и предоставлением государственных гарантий для северян.
2.3.3. Добиваются включения в коллективные договоры обязательств работодателей: – по установлению размера минимальной заработной платы не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; – по выплате денежной компенсации заработной платы в случае ее задержки; – по защите пенсионных прав работников в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в РФ»; – по предоставлению вышедшим на пенсию работникам и их семьям дополнительных социальных гарантий.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Последовательно осуществляют меры, направленные на увеличение минимального размера оплаты труда в организациях внебюджетного сектора экономики до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Мурманской области.
2.4.2. Не допускают применения нетрадиционных видов оплаты труда (натуральных выдач, «серых схем оплаты труда») за счет снижения размеров основной заработной платы.
2.4.3. Производят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен. Положения о порядке и размерах индексации включают в коллективные договоры.
2.4.4. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы в организациях независимо от формы собственности и источников финансирования и предусматривают в коллективных договорах: – вопросы регулирования трудовых отношений в случаях задержки выплаты заработной платы; – долю тарифной части в составе заработной платы не менее 60 %.
2.4.5. Создают за счет повышения эффективности производства условия для повышения качества жизни работников.
2.4.6. Предоставляют профсоюзам и Правительству необходимую информацию (за полугодие и за год): – о выполнении условий коллективных договоров (соглашений); -по иным вопросам социально-трудовых отношений.
2.4.7. В случае приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы признают такое прекращение работы простоем по вине работодателя.
III. В области развития рынка труда и содействия занятости населения.
3.1. Стороны:
3.1.1. Разрабатывают программу экстренных мер по стабилизации положения и защите населения от безработицы в случае возникновения критической ситуации на рынке труда. Считают критериями массового высвобождения работников: – ликвидацию предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек; – сокращение численности или штата работников в количестве 30 % для предприятий с численностью работающих до 50 человек; – сокращение численности или штата работников в количестве: – 50 и более человек в течение 30 календарных дней; – 200 и более человек в течение 60 календарных дней; – 500 и более человек в течение 90 календарных дней; – увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо с сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней на территориях с общей численностью занятых менее 5 тысяч человек.
3.1.2. Принимают меры для предотвращения нелегального привлечения и использования иностранной рабочей силы и контроля за ее использованием.
3.1.3. Содействуют развитию социально-значимых работ с привлечением средств организаций.
3.1.4. Оказывают содействие Социально-деловому Центру молодежи в подготовке к трудовой деятельности безработной молодежи.
3.1.5. Для улучшения качества подготовки выпускников и повышения их конкурентоспособности информируют учреждения профессионального образования о потребностях рынка труда.
3.1.6. Считают при проведении конкурсов инвестиционных проектов одним из важнейших критериев их оценки создание (сохранение) рабочих мест.
3.1.7. Информируют население о состоянии рынка труда, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения, активных формах содействия занятости.
3.1.8. Содействуют разработке региональных (территориальных) программ развития кадрового потенциала образовательных учреждений в целях: – подготовки и направления выпускников учреждений профессионального педагогического образования в образовательные учреждения региона; – повышения профессионального роста педагогических работников; – переобучения и трудоустройства высвобождаемых педагогических работников.
3.1.9. Обеспечивают приоритетное привлечение граждан Российской Федерации при заполнении вакантных мест.
3.1.10. Содействуют созданию временных рабочих мест для подростков и студентов в каникулярное время.
3.2. Правительство:
3.2.1. В 2006-2007 годах считает предельно допустимым уровень официально зарегистрированной безработицы по области не более 5 % к экономически активному населению, не более 3,5 %- к трудоспособному. Обеспечивает к 2008 году сокращение уровня регистрируемой безработицы до 3.2-2.8 % к экономически активному населению. 3.2.2.Содействует: – занятости женщин, нуждающихся в социальной защите; – организации временной занятости молодежи, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов, детей, состоящих на учете в органах внутренних дел и особо нуждающихся в социальной защите; – обеспечению занятости выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования.
3.2.3. Использует экономические рычаги в области налоговой, бюджетной и кредитной политики для стимулирования работодателей, участвующих в создании новых рабочих мест, а также содействующих обеспечению занятости граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи.
3.2.4. Обеспечивает реализацию региональной целевой программы «Кадровое обеспечение Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, первый этап – 2004-2006 годы» и приступает к разработке и реализации второго этапа этой программы на 2007-2010 годы.
3.2.5. При разработке и выполнении планов приватизации организаций, при реорганизации, составлении договоров купли-продажи приватизированных организаций предусматривает максимальное сохранение рабочих мест или трудоустройство высвобождаемых работников.
3.3. Профсоюзы:
3.3.1. Оказывают бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, занятости и охраны труда.
3.3.2. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение и увеличение количества рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, а также мероприятий по профессиональному обучению и повышению квалификации работников, в том числе за счет внутрипроизводственного обучения персонала.
3.3.3. Создают молодежные комиссии и советы молодых специалистов при профкомах.
3.3.4. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства о занятости населения; Постановления Правительства Мурманской области от 06.10.2005 № 375-ПП «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области».
3.3.5. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения через своих представителей в городах и районах.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Не допускают массового сокращения работников. В случае его угрозы информируют профсоюзы, органы государственной службы занятости населения по Мурманской области не менее чем за три месяца и совместно разрабатывают меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.
3.4.2. Осуществляют содействие в трудоустройстве населения путем предоставления в территориальные органы государственной службы занятости населения информации о вакансиях и потребности в заполнении новых (дополнительных) рабочих мест.
3.4.3. Предусматривают в коллективных договорах, отраслевых соглашениях обеспеченные финансированием мероприятия: – по созданию и функционированию на предприятиях систем подготовки и переподготовки кадров; – по переподготовке высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора; – по предоставлению высвобождаемым работникам льгот и компенсаций дополнительно к установленным законодательством; – по повышению квалификации и росту профессионального мастерства кадров; – по проведению конкурсов на лучшую организацию работы с персоналом.
3.4.4. Обеспечивают высвобождаемым работникам организаций-банкротов преимущественное право трудоустройства на вновь образованных на базе имущества этих организаций рабочих местах.
3.4.5. Оказывают содействие органам управления образованием, учреждениям профессионального образования при определении: – профессионально – квалификационной структуры подготовки кадров; – технологий и содержания обучения, профессиональной подготовки и переподготовки.
3.4.6. Принимают участие в итоговой аттестации выпускников учреждений профессионального образования.
3.4.7. Выделяют рабочие места для прохождения производственной практики учащимся и студентам учреждений профессионального образования с учетом профиля предприятия.
3.4.8. Совершенствуют систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предусматривают в коллективных договорах выделение средств на эти цели, разрабатывают планы развития персонала.
3.4.9. Заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными училищами, профессиональными лицеями о подготовке в течение не менее трех лет молодых квалифицированных специалистов, согласовывают заявки по профессиям на каждый календарный год.
3.4.10. Оказывают поддержку учреждениям профессионального начального образования в развитии материально-технической базы, в проведении производственной практики, стажировки преподавателей.
3.4.11. Устанавливают доплату к заработной плате мастерам производственного обучения, к стипендиям учащихся профессионального начального образования.
3.4.12. Предусматривают в коллективных договорах предоставление работникам, в период действия предупреждения о предстоящем высвобождении в связи с сокращением численности или штата, не менее одного рабочего дня в неделю (либо восьми часов в общей сложности в разные дни недели) с сохранением средней заработной платы для поиска нового места работы.
3.4.13. Обеспечивают выполнение квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
IV. В области социального страхования, социальной защиты, отраслей социальной сферы.
4.1. Стороны:
4.1.1. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за выполнением законодательства Российской Федерации и Мурманской области. Принимают меры, направленные на повышение уровня социальной защиты и социальных гарантий населения в области социального страхования. Укрепляют систему социального страхования как одну из основных форм социальной защиты граждан.
4.1.2. Обеспечивают своевременное финансирование организации летнего отдыха детей. Завершают основные переговоры по организации летнего отдыха детей не позднее 01 февраля ежегодно.
4.1.3. В первоочередном порядке организуют отдых и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей, детей с девиантным поведением, одаренных детей.
4.1.4. Вырабатывают согласованные предложения при рассмотрении проектов федеральных и региональных законов в области системы социального страхования.
4.1.5. Заслушивают на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений информацию о поступлении и расходовании страховых средств за предыдущий год фондами: Мурманским региональным фондом социального страхования Российской Федерации, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области по конкретным видам обязательного социального страхования (не позднее первого квартала года, следующего за отчетным).
4.1.6. В пределах полномочий принимают участие и осуществляют контроль за реализацией приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования.
4.1.7.Участвуют в разработке и реализации социальных программ и проектов, в грантовой поддержке общественных инициатив для решения социально-значимых проблем населения области.
4.1.8. Содействуют развитию ипотечного кредитования, различных форм привлечения в жилищное строительство кредитных ресурсов и средств населения области.
4.1.9. Обеспечивают необходимые условия и правовую поддержку мер по ликвидации дискриминации и защите прав работников из числа ВИЧ – инфицированных, а также для проведения профилактических мер против ВИЧ/СПИДа на рабочих местах.
4.2. Правительство:
4.2.1. Совершенствует совместно с органами местного самоуправления механизм оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам в соответствии с нормами Закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».
4.2.2. Обеспечивает реализацию Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи и иных (региональных и ведомственных) целевых медико-социальных программ.
4.2.3. Разрабатывает порядок для осуществления поэтапного введения нормативного финансирования образовательных учреждений
4.2.4. Сохраняет на уровне, не ниже достигнутых, объемы финансирования некоммерческих организаций, клубов и центров, ведущих работу с детьми, подростками, молодежью по месту жительства.
4.2.5. Способствует сохранению сети учреждений дополнительного образования, спортивных, социально-культурных объектов.
4.2.6. Не допускает необоснованного закрытия, перепрофилирования под иные цели и продажи в счет долгов социально-культурных, медицинских и образовательных учреждений.
4.2.7. Принимает меры для недопущения отключения в жилых домах (независимо от вида жилищного фонда), организациях и учреждениях, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, отопления (в период отопительного сезона), канализации и водоснабжения из-за задолженности организациям – поставщикам услуг.
4.2.8. Осуществляет регулярный контроль за организацией питания в детских дошкольных учреждениях, образовательных учреждениях разного уровня, учреждениях здравоохранения.
4.2.9. Обеспечивает поддержку профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, принимающих участие в культурной жизни области, в пределах предусмотренного бюджетного финансирования.
4.2.10. В пределах своей компетенции обеспечивает своевременную выплату стипендий и социальных пособий учащимся учебных заведений среднего профессионального образования.
4.3. Профсоюзы:
4.3.1. Взаимодействуют в использовании объектов социальной сферы, находящихся на балансе организаций.
4.3.2. Рекомендуют при разработке и утверждении формы расчетного листка о заработной плате включать в него сведения о размере страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работника и перечислении их в Пенсионный фонд.
4.3.3. Осуществляют контроль: – над предоставлением в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о пенсионных страховых взносах в отношении работников, увольняемых в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата; – за правильностью наименования профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии.
4.4. Работодатели:
4.4.1. Обеспечивают своевременное и полное перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.
4.4.2. Предусматривают в коллективных договорах средства на частичную оплату путевок в детские санатории и оздоровительные лагеря.
4.4.3. Принимают участие в реализации программ социальной помощи.
4.4.4. Осуществляют меры по сохранению функционального значения, хозяйственному содержанию, охране, ремонту и оборудованию детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций.
4.4.5. Изыскивают финансовые средства для предоставления субсидий на приобретение жилья работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
4.4.6. Обеспечивают сохранность документов по личному составу, служащих основанием для начисления пенсий и льгот, до передачи их на государственное хранение. Своевременно предоставляют в Пенсионный фонд РФ индивидуальные сведения о работниках, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, об их стаже по определенной профессии или должности и заработке для начисления и выплаты досрочной пенсии.
4.4.7. Создают условия для адаптации на производстве молодых специалистов, для организации производственной практики обучающихся в учреждениях профессионального образования, а также необходимые условия для проживающих в общежитиях.
V. В области защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности.
5.1. Стороны:
5.1.1. Развивают и совершенствуют нормативную правовую базу регулирования вопросов охраны труда, системы управления охраной труда, социальной защиты от профессиональных рисков и охраны окружающей среды. Осуществляют совместный контроль и эффективное взаимодействие в области охраны труда, промышленной, экологической безопасности и здоровья при участии всех социальных партнеров на любом уровне.
5.1.2. Рассматривают защиту прав работников на сохранение жизни и здоровья как приоритетное направление сторон соглашения.
5.1.3. Обеспечивают через областную межведомственную комиссию по охране труда и координационные советы на местах целенаправленную единую политику в области создания безопасных условий труда, охраны окружающей среды, предупреждения профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
5.1.4. Разрабатывают региональные мероприятия, обеспечивающие промышленную безопасность опасных производственных объектов в период проведения массовых акций протеста и забастовок.
5.1.5. Обеспечивают полную и достоверную ин¬формированность населения о состоянии условий труда, производственного травматизма и экологической обстановки в области.
5.1.6. Содействуют дальнейшему развитию региональных учебных центов охраны труда.
5.2. Правительство:
5.2.1. . Предусматривает в областном бюджете на 2007 и на 2008 годы целевое финансирование в полном объеме мероприятий «Программы улучшения условий труда и охраны труда Мурманской области на 2006-2008 годы» и «Программы по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности Мурманской области на 2006-2008 год».
5.2.2. Продолжает работу по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов области, в том числе руководителей и специалистов малого и среднего бизнеса.
5.2.3. Организует разработку в соответствии со ст.6 Федерального закона "Об основах охраны труда в РФ" системы государственного управления охраной труда на территории Мурманской области.
5.2.4. Продолжит аттестацию рабочих мест по условиям труда в организациях.
5.2.5. Обеспечит создание системы сертификации работ по охране труда.
5.2.6. Разрабатывает модель единой базы данных нормативной документации по охране труда в Мурманской области.
5.2.7. Оказывает консультационную и методическую помощь гражданам и организациям по вопросам трудового законодательства и охраны труда.
5.3. Профсоюзы:
5.3.1. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законных интересов работников в области охраны труда и окружающей среды силами технических инспекций труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов
5.3.2. Содействуют проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и принимают участие в работе аттестационных комиссий.
5.3.3. Организуют проведение консультаций и обучения по вопросам охраны труда и природоохранному законодательству работодателей и уполномоченных профкомов по охране труда.
5.3.4. При реорганизации, ликвидации предприятий, сокращении численности или штатов ведут переговоры по соблюдению трудовых прав и интересов работников.
5.4. Работодатели:
5.4.1. Обеспечивают в организациях здоровые и безопасные условия и охрану труда.
5.4.2. Принимают меры по соблюдению природоохранного законодательства, организации переработки и обезвреживания промышленных и бытовых отходов, безаварийной работы природоохранных сооружений.
5.4.3. В организациях, осуществляющих производственную деятельность с численностью более 100 человек, содействуют созданию служб охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда, а с численностью до 100 человек – обеспечивают заключение договоров со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
5.4.4. Создают условия для осуществления контроля уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов, профсоюзными органами, техническими инспекциями труда за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда и окружающей среды.
5.4.5. Включают представителей профсоюзных организаций, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты.
5.4.6. Проводят в установленные сроки аттестацию рабочих мест. Разрабатывают по итогам аттестации и осуществляют мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников.
5.4.7. Обеспечивают работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.
5.4.8. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях: – компенсации, дополнительно к установленным законодательством, работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда; – оплату рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам профсоюзных комитетов по охране труда для осуществления контроля за соблюдением требований охраны труда.
5.4.9. Обеспечивают условия для проведения обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных, в том числе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
VI. В области социально-экономических проблем Мурманской области – северного региона России.
6.1. Стороны:
6.1.1. Не допускают снижения уровня социальных гарантий северянам при разработке и принятии новых законодательных и нормативных актов федерального и областного уровня.
6.2. Правительство:
6.2.1. Обеспечивает реализацию федеральных и областных законов, устанавливающих условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Мурманской области, государственной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилья в других регионах Российской Федерации с более благоприятными климатическими условиями.
6.2.2. Принимает участие: – в разработке федеральными органами критериев и методологических подходов районирования северных территорий; – в подготовке предложений по внесению изменений в Федеральный закон «Об увеличении базовой части трудовой пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», направленных на сохранение северянам повышенной базовой части трудовой пенсии при выезде из районов Крайнего Севера.
6.3. Профсоюзы:
6.3.1. Осуществляют, в пределах полномочий, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении гарантий и компенсаций гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера.
6.4. Работодатели:
6.4.1. Обеспечивают предоставление гарантий и компенсаций работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, как лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, за счет собственных средств работодателя.
VII. В области социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения.
7.1. Стороны:
7.1.1. Обеспечивают полномочное представительство сторон в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и иных постоянно-действующих комиссиях, формируемых Правительством Мурманской области для решения вопросов в социально-трудовой сфере.
7.1.2. Проводят трехсторонние консультации: – по вопросам разработки и реализации стратегии социально-экономической политики области; – при обсуждении проектов федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, программ в сфере труда, занятости населения и социального обеспечения.
7.1.3. Практикуют приглашения на заседания областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений депутатов Государственной Думы от Мурманской области при обсуждении проблем, решение которых зависит от принятия новых федеральных законов или внесения изменений в действующие.
7.1.4. Принимают решения по вопросам и проблемам, включенным в соглашение, после консультаций на уровне областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.1.5. Официально информируют друг друга о принимаемых решениях по проблемам, не включенным в соглашение, но представляющим взаимный интерес.
7.1.6. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в соответствии с действующим законодательством.
7.1.7. Обеспечивают на принципах социального партнерства регулирование социально-трудовых отношений в организациях с участием иностранного капитала, действующих на территории Мурманской области.
7.1.8. Продолжают совершенствование законодательной базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства в Мурманской области.
7.1.9. Практикуют проведение Дней социального партнерства и охраны труда.
7.1.10. Считают необходимым заключение территориальных и отраслевых соглашений в городах и районах области, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Настоящее соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в городах и районах, отраслях и организациях.
7.2. Правительство:
7.2.1.Осуществляет уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений организаций и контроль за их выполнением.
7.2.2. При внесении в Мурманскую областную Думу проектов законов, касающихся социально-экономических интересов населения, а также при отмене подобных законов, одновременно направляет соответствующие проекты в Мурманский областной совет профсоюзов.
7.2.3. Содействует сохранению за областными организациями профсоюза помещений, занимаемых ими на условиях аренды в зданиях областной собственности, с оплатой не выше, чем для государственных областных бюджетных учреждений. Намерено рекомендовать органам местного самоуправления сохранить аренду помещений для городских и районных организаций профсоюза на тех же условиях.
7.3. Профсоюзы:
7.3.1. Оказывают практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров и соглашений на уровне организаций, отраслей, городов и районов.
7.3.2. Организуют обучение представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практики заключения коллективных договоров и соглашений.
7.3.4. Добиваются заключения коллективного договора в каждой организации, имеющей профсоюзный комитет, осуществляют контроль за ходом его выполнения.
7.3.5. Не выступают организаторами забастовок в случае невыполнения исполнительной властью и работодателями обязательств, предусмотренных в настоящем соглашении, в отраслевых и территориальных соглашениях, коллективных договорах.
7.3.7. Разработают условия проведения областного конкурса на звание «Лучший коллективный договор».
7.3.8. Предоставляют Сторонам информацию о заключенных коллективных договорах и соглашениях в организациях Мурманской области.
7.4. Работодатели:
7.4.1. Осуществляют координацию действий работодателей Мурманской области в сфере регулирования социально-трудовых отношений. В целях реализации Федерального закона «Об объединениях работодателей» и отстаивания интересов предпринимательской деятельности оказывают содействие в создании отраслевых и территориальных объединений работодателей.
7.4.2. Способствуют вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению коллективных договоров, отраслевых (профессиональных) и территориальных соглашений.
7.4.3. Обеспечивают в организациях условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации, и не вмешиваются в деятельность профсоюзных организаций. Перечисляют профсоюзные взносы на счета профсоюзных комитетов (с письменного согласия членов профсоюза) одновременно с выдачей заработной платы.
7.4.4. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику по причине его членства в профсоюзе, либо участия в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время.
7.4.5. Включают в коллективные договоры обязательства, в соответствии с которыми освобожденный профсоюзный работник обладает теми же трудовыми правами, гарантиями и льготами, что и другие работники организации.
7.4.6. Признают отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания социального равновесия и содействуют заключению коллективных договоров в организациях, а также предоставляют их на уведомительную регистрацию в органы по труду.
VIII. Действие областного соглашения, обеспечение контроля за ходом его выполнения. Ответственность сторон.
8.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2006 года и действует в течение 3 лет. Стороны имеют право продлить срок действия соглашения на срок не более трех лет.
8.2. В двухмесячный срок после подписания каждая из сторон разрабатывает план мероприятий, необходимых для выполнения принятых обязательств.
8.3. Контроль за ходом выполнения соглашения, а также урегулирование возникающих в ходе его выполнения разногласий, осуществляет областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, а также стороны самостоятельно в соответствии с их правами. Стороны уполномочивают Комиссию, в случае необходимости, вносить изменения и дополнения в заключенное соглашение.
8.4. Стороны обязуются соблюдать и реализовывать достигнутые договоренности и нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств.
8.5. Обязательства и гарантии, включенные в настоящее соглашение, являются минимальными и не могут быть снижены при принятии аналогичных обязательств и гарантий в отраслевых, территориальных соглашениях и коллективных договорах.
8.6. Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным работодателям и профсоюзным организациям Мурманской области в течение всего срока его действия.
8.7. Текст соглашения в двухнедельный срок после его подписания публикуется в областной газете «Мурманский вестник».
Настоящее соглашение подписали __________ декабря 2005 года в г. Мурманск в четырех экземплярах, каждый из которых имеет равную силу:
От Мурманского областного совета профсоюзов:
Координатор стороны «профсоюзов» в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, председатель Мурманского областного совета профсоюзов А.Л. Первухин
От Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области: Координатор стороны «работодателей» в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, член Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области В.А. Алешин
От Правительства Мурманской области:
Координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, руководитель департамента промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, член Правительства Мурманской области Н. И. Бережной